О компании: Сбер — крупнейший российский банк и технологическая компания. Количество клиентов –– свыше 108 млн человек и 3,2 млн компаний, количество сотрудников по всей группе – 281 тыс. человек.
«Лучший по профессии» – корпоративный конкурс, который проводится Сбером с 2010 года. Цель - развивать, удерживать и мотивировать специалистов, а также повышать эффективность процессов. На сегодняшний день сотрудников награждают в 41 номинации. В дальнейшем у 60-65% победителей и призеров наблюдается карьерный рост, 20% – дорастают до руководящих должностей.
Из 8 в 41 номинацию
За 14 лет конкурс «Лучший по профессии» расширился с 8 до 41 номинации. Он стартует каждый год в июле, проходит на протяжении 5 месяцев и состоит из трех этапов: отборочный, полуфинальный и финальный. Всего победителей 45, поскольку разработчики оцениваются в командной работе. Также в каждой номинации отмечаются по два призера.
В 2023 году заявку на участие могли подать 152 тысячи сотрудников в Сбербанка, конкурс на место победителя в каждой номинации от 500 до 30270! На каждую номинацию есть внутренний документ, регламентирующий методику оценки, испытаний, сроки и даже состав конкурсной комиссии. Люди понимают, по каким критерием их оценивают и на основании чего формируется рейтинг.
В конкурсе может принять участие эффективный сотрудник, работающий в компании больше года. Далее его ждет дистанционный отбор и приглашение в полуфинал. Из стандартных испытаний есть тестирования и видеоинтервью, из нестандартных – подкасты, дебаты, групповые кейс-интервью и другие. Все испытания составляются конкурсными комиссиями в рамках профессиональной специализации участников и оцениваются по разным критериям, в зависимости от актуальности функционала на отдельных позициях. А вот финал уже у всех одинаковый – это деловая игра в виде очного ассессмент-центра, где оцениваются корпоративные компетенции. И тут все номинанты играют в одну и ту же игру, здесь оценивается приверженность ценностям компании.
Участники, как правило, готовятся заранее, потому что на место в рейтинге сотрудников влияют показатели результативности за предыдущий год. При этом они тратят много времени, хотя их никто не освобождает от основной работы на время конкурса, – отслеживают и сравнивают свои текущие показатели с прошлогодними, получают новые компетенции, обращаются к HR-менеджерам за наставничеством.
4000 видеоинтервью со StartExam
Один из инструментов, которым Сбер пользуемся уже много лет – видеоинтервью. Участникам может быть предложен для анализа сложный кейс, который нужно за ограниченное количество времени разложить и записать. На это дается несколько попыток, которые должны быть использованы сразу, –– взять тайм-аут на подумать не получится. Здесь организаторы, с одной стороны, могут оценить способности анализировать ситуацию, управлять временем, реакцией и эмоциями, с другой –– творческую составляющую, индивидуальность, навыки презентации, грамотную речь и ход мысли. При таком количестве участников провести этап очно было бы сложно, поэтому на помощь приходят цифровые сервисы.
«К примеру, в этом году из более чем 90 тысяч полуфиналистов до видеоинтервью дошли 1600 человек –– это 4000 демо и «боевых» видеозаписей. Без полной автоматизации этого этапа со StartExam сложно представить, как бы мы справились», – Дарья Нога, менеджер Департамента развития потенциала человека, куратор конкурса «Лучший по профессии».
Возможности платформы видеоинтервью
Человек может сразу попасть в личный кабинет своей номинации, увидеть стартовую информацию – условия, сроки прохождения, тайминг и так далее. Перед тем, как приступить к заданию, есть возможность протестировать систему, т.е. попробовать демо с включенным таймером, а потом уже и записаться. С другой стороны, жюри оценивает видеоинтервью прямо на платформе: в личных кабинетах можно проставить оценки и получить готовую аналитику в виде выгрузки Excel и, как результат, сам рейтинг финалистовl. До финала, как правило, доходит по 15 человек от каждой номинации, плюс по одному инкассатору и кассиру от каждого территориального банка – по 11 кандидатов. Итого, финалистами становятся более 600 специалистов, в 2023 году их было 621.
Что касается работы со StartExam, тут заказчик, Блок «Люди и культура» выступает в качестве организатора: озвучивает пожелания в разрезе каждой номинации (даже в одной номинации бывает несколько вариантов треков видеоинтервью), по текстам и оформлению, дает задачу и, никак не вовлекаясь в технические процессы, получает результат, ссылки, коды доступа для участников и для членов жюри. При возникновении технических сложностей StartExam предлагает пути совершенствования на будущее.
Как отмечают в Сбере, с каждым годом таких ситуаций все меньше, уровень сотрудничества –– лучше, а взаимопонимание между StartExam и Сбером – с полуслова. Для пользователей платформы доступна опция обращения в support, но, как правило, ей пользуются больше для подстраховки – убедиться, что запись была принята в работу. StartExam учитывает и этот опыт, поэтому платформа год от года становится прозрачнее, удобнее и понятнее.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.