Введение
Субъективное мнение рядового сотрудника компании очень важно для её развития. Чтобы узнать его, проводится анкетирование персонала — методика, в основе которой лежат ответы работников на заранее подготовленные вопросы. Анкетирование сотрудников организовывают для выявления главных качеств персонала. Среди них вовлечённость в процесс работы, лояльность руководству и коллегам, а также удовлетворённость трудом.
Эти данные можно выяснить на интервью, но получить точные результаты вряд ли удастся. Респонденты не всегда честно отвечают на вопросы с глазу на глаз, опасаясь санкций руководства. Анкетирование сотрудников — экономичный способ, часто проводится анонимно и массово. Даёт возможность получить точные результаты для дальнейшей их обработки и принятия решений.
Характеристика анкетирования персонала
Комплексный метод анкетирования направлен на получение мнений работников о руководителях и коллегах, об условиях труда и зарплате. Опрашиваемые оставляют мнение об имидже предприятия, перспективах его развития. Обратная связь от персонала помогает руководителям изменить в лучшую сторону процессы управления компанией. Отвечая на вопросы, сотрудники осознают важность собственного мнения для компании.
Анкетирование для оценки персонала мотивирует к достижению успехов в труде. Опрос для сотрудников, проводимый при помощи анкет, решает задачи:
-
исследования настроения коллектива в отношении дирекции, справедливого распределения премий и начисления зарплат;
-
выявления ошибок в технологическом процессе, в функционировании оборудования;
-
понимания схемы ротации в коллективе, выявления причины решения работников уволиться, перейти на другую должность или пройти курсы повышения квалификации.
Методика помогает выделить из общей массы ответов те, в которых есть ценные идеи и рацпредложения, чтобы внедрить их в жизнь.
Виды анкетирования для оценки персонала
Для получения значимых результатов анкетирования нужно научиться управлять вопросами и ходом мероприятия. Эксперты HR-сферы рекомендует следовать одному из методов анкетирования для оценки сотрудников, который поможет учесть ключевые моменты деятельности предприятия.
Оценка морального состояния работника. Выводы, сделанные в ходе мероприятия, способствуют созданию позитивной среды в компании. Изучается точка зрения сотрудников о зарплате, работе отделов, причинах, побуждающих их искать новое место. Анкета этого типа содержит от 60 до 120 вопросов.
Опросник вовлечённости персонала в рабочие процессы эффективен, если руководство планирует перемены в компании. Из этого типа опросника можно выяснить наличие навыков персонала, понимания им поставленных задач, отношение к начальству и коллегам. В этот блок рекомендуется включать от 30 до 40 вопросов.
Изучение культуры в организации — применяется обычно при слиянии двух предприятий. После получения ответов руководителям становится ясно, знают ли работники миссию компании, считают ли прозрачной её деятельность. В случае слияния фирм можно определить разницу в работе объединяемых сотрудников.
Обратная связь по процессам в бизнесе. Подразумевается интерес руководства к рационализаторским идеям персонала, которые они высказывают в ходе опроса. Анкетирование этим способом помогает работникам почувствовать себя нужными компании и коллективу. Руководство видит проблемы глазами подчинённых и принимает меры по их устранению.
Методика 360 предполагает анкетирование всех, кто окружает сотрудников — клиенты, коллеги, руководители. Методика позволяет получить несколько мнений, нарисовать портрет работника, максимально приближенный к действительности. По итогам принимают решение о его переобучении, изменении нагрузки, переводе в другой отдел и т.д.
Все методики приносят руководству важную информацию. Помогают принимать кадровые решения, повышать производительность труда, упорядочивать взаимоотношения с персоналом.
Вопросы — главный инструмент анкетирования, их лучше составлять с учетом нюансов, необходимо:
-
кратко излагать суть и быть понятным респонденту;
-
исключить наводящие вопросы, задавать только чёткие и понятные респондентам;
-
в одном вопросе освещать не более одной темы;
-
быть конкретным, конкретность является ключом к получению достоверной информации.
Небольшие рекомендации помогут правильно составить анкету и получить нужные результаты.
Проведение опроса сотрудников
Прежде, чем присьупить к процессу анкетирование сотрудников, необходимо объяснить респондентам его цели, обрисовать их личные выгоды, объяснить, что результаты опроса требуются для всестороннего развития организации. Массовое анкетирование сотрудников лучше проводить в будний день, не задерживая персонал специально для прохождения опроса.
Важны временные рамки, логичнее организовать мероприятие в начале дня, когда работники ещё не устали. Нужно дать достаточно времени для заполнения опросника, но и не растягивать процесс.
Доверие сотрудников к этому способу сбора данных — основа достоверных результатов опроса. Лучше сделать опрос анонимным и использовать для этого автоматизированные системы, например, StartExam. Таким образом работники не будут опасаться репрессий и того, что их могут узнать. Удобный конструктор в StartExam помогает форматировать опросник, изменять и добавлять вопросы.
Важно правильно составить вопросы, в них должны содержаться:
-
личные данные, для открытых опросов — имя, должность, пол и возраст, для закрытых можно ограничиться указанием подразделения или категории сотрудников — рабочий, руководитель и т.д.;
-
информация об отношении к заработной плате, а также к общей финансовой политике руководителей;
-
оценка работы команды, атмосферы, царящей в коллективе, данные о наличии конфликтов и ссор;
-
предложения об улучшении работы и модернизации процессов.
Рекомендуется составлять вопросы на деловом языке, не употребляя разговорные слова и сложные термины. Приветствуется наличие открытых и закрытых вопросов. Последние предусматривают выбор варианта ответа, первые предполагают развёрнутый комментарий.
После обработки информации организовывают общее собрание, на котором озвучивают результаты и нововведения, внедрённые на их основе. Сотрудники почувствуют собственную значимость в решении задач организации.
Резюме
Анкетирование персонала способствует выявлению слабых мест в деятельности коллектива. Руководитель обычно не видит проблемы подчинённых, а те не всегда могут попасть к начальству, чтобы высказать своё мнение. Анкета является мостиком между коллективом и начальством, который помогает установить доверительные отношения среди коллег и исключить недостатки в работе.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.