В помощь современному HR-специалисту разработаны технологии, которые дают возможность профессионально контактировать с персоналом. Аутплейсмент — одна из них, помогает мирно расстаться с сотрудником, если компания больше в нём не нуждается. В статье рассмотрим суть кадровой технологии, виды и цели, а также случаи, когда её нужно применять. Разберём организацию программы аутплейсмента, плюсы и минусы для компании.
Что такое аутплейсмент?
Аутплейсмент персонала — это комплекс мер поддержки сотрудника и забота о его трудоустройстве. Определение идёт от англ. outplacement — служба поддержки увольняемых работников.
История кадровой технологии началась на заключительном этапе Второй мировой войны, когда потребовалась консультационная служба для ветеранов, ищущих работу в мирное время. В дальнейшем практику переняли коммерческие компании, вынужденные расставаться с персоналом во время экономических кризисов. В России первые случаи аутплейсмента отмечалась в 90-х, в это время прошла волна сокращений. В настоящий момент способ набирает популярность, так как помогает расстаться с работником мирно, без ущерба для репутации предприятия.
Простыми словами аутплейсмент — это освобождение работника от должности с минимизацией негативных последствий для него и предприятия.
Виды аутплейсмента
«Мягкое» увольнение — сложный управленческий процесс, который могут проводить только подготовленные кадровики. Различают следующие виды аутплейсмента:
-
открытый — часто применяется в компаниях, сотруднику сообщают, что он попадает под сокращение, предлагают ему содействие в дальнейшем трудоустройстве;
-
закрытый практикуется, когда уволить нужно важную персону, но говорить напрямую об этом опасно. Топ-менеджер может навредить фирме — рассказать её секреты, оповестить СМИ о слабых местах руководства. Увольнение поручают провести кадровому агентству, подбирающему для менеджера вакансии, от хороших предложений он не откажется;
-
массовый проводят, когда под сокращение идут целые отделы. Позволить себе массовый аутплейсмент могут только крупные компании, которые заказывают услуги HR-агентства по трудоустройству персонала;
-
индивидуальный — когда увольняется один штатный работник, а кадровик подыскивает для него новое место работы.
Проведение закрытого и массового аутплейсмента обычно отдают на аутсорсинг кадровым агентствам, с проведением индивидуального или открытого увольнения справится работник HR-службы предприятия.
Цель аутплейсмента
Главная цель аутплейсмента — помочь людям, увольняемым по инициативе работодателя, устроиться на другую работу без финансовых и моральных потерь. Устраивая сотрудника на другое место, компания расстаётся с ним на дружеской ноте. Довольный новой работой человек будет распространять позитивную информацию о бывшем месте службы. Он расскажет заинтересованным лицам, как фирма заботится о персонале. Её авторитет в глазах конкурентов и клиентов вырастет, что очень важно в коммерческой среде.
Если из-за увольнения произойдёт конфликт, то обиженный работник сделает всё возможное, чтобы очернить компанию, которая его уволила.
Когда требуется технология
Современные предприятия трудятся в условиях жёсткой конкуренции. Допустить, чтобы сотрудник занимал место, но не приносил доход или не выполнял задачи государственной важности, невозможно. Неслучайно во многих организациях практикуется аутстаффинг, когда персонал выводят за штат, чтобы снизить издержки.
Как быть, если человек проработал в фирме много лет, но больше не приносит пользу по разным причинам — снизилась эффективность, не хочет учиться новому, не ладит с коллективом? В этом случае на помощь приходит технология аутплейсмента, представитель HR-агентства поможет сгладить острые углы.
Очень часто увольняемый сотрудник сознательно вредит производственному процессу, собирает бумаги в суд и везде говорит о своём незаконном увольнении. Чтобы не доводить конфликт до точки кипения, нужно заранее включить в процесс увольнения кадровика, который проведёт его с выгодой для работника.
Организация программы аутплейсмента
Процесс увольнения — это не только поиск работы для кандидата на увольнение. Составляется программа аутплейсмента, состоящая из нескольких стадий:
подбор сведений о кандидате, необходимо оценить карьерный путь сотрудника, его положительные и отрицательные стороны, умения и навыки;
анализ рынка вакансий, исследование кадровых запросов отрасли и сравнение показателей с потенциалом кандидата;
личные консультации помогут определить ожидания сотрудника от новой должности, выявить слабые стороны резюме;
помощь в организации интервью у потенциальных работодателей и советы по презентации своих умений;
организация обратной связи от работодателей, на основании актуальных данных стратегия поиска вакансии остаётся прежней или меняется.
Программа аутплейсмента может быть рассчитана на одного или на нескольких кандидатов, помогает старожилам и новичкам найти себя в другой фирме. Программа может действовать от двух недель до шести месяцев, к каждому человеку подбирается индивидуальный подход.
Плюсы и минусы для компании
Оценим преимущества и недостатки аутплейсмента, плюсы технологии очевидны:
-
сохранение нормальных отношений с работником, которого пришлось уволить;
-
профессиональное отношение к кадрам, заметное персоналу и конкурентам;
-
предотвращение конфликтов, возникающих на фоне необходимости сокращения штата;
-
снижение стресса для персонала, когда процесс сокращения проводится профессионально;
-
повышение лояльности к компании коллег и улучшение репутации на рынке.
Минусы также существуют: приходится платить агентствам за услугу аутплейсмента, сроки подбора места могут сильно затянуться, отсутствуют гарантии, что найдётся подходящая вакансия.
Несмотря на достаточно новое направление в кадровой деятельности, у аутплейсмента большое будущее. Технология позволяет работать цивилизованными методами, высоко оценивая труд персонала и проявляя о нём заботу.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.