Методы управления мотивацией персонала

Время чтения: 10 минут
Дата публикации:
Методы управления мотивацией персонала
Поделиться:

Содержание статьи

Американский психолог и автор многочисленных бизнес-книг Джозеф Мичелли говорил: «Хотите, чтобы покупатели остались в восторге от вашей компании? Тогда сделайте так, чтобы от неё в восторге были сотрудники». Действительно, в первую очередь именно от заинтересованности работников зависят темпы развития организации. С целью повышения продуктивности сотрудников и их стремления к совершенствованию разработаны различные методы управления мотивацией персонала.

Понятие мотивации

Мотивация персонала — это система поощрений и наказаний, призванная создать такие условия труда, которые будут способствовать более качественному и быстрому выполнению сотрудниками своих должностных обязанностей. Разработкой системы мотивации занимаются менеджеры, HR-специалисты или непосредственно сами руководители организации. Применение такого управленческого инструмента позволит предприятию:

  • воплотить запланированные бизнес-стратегии и достичь поставленных целей (к примеру, увеличить продажи);

  • повысить производительность труда;

  • поднять лояльность подчинённых к своей компании, чем побудить их действовать в её интересах;

  • привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов;

  • снизить текучесть кадров;

  • сформировать комфортный психологический климат в коллективе и сплотить команду.

Виды мотивации в управлении персоналом

Методы мотивации персонала подразделяются на 2 категории: материальные и нематериальные.

Среди инструментов материальной мотивации выделяют:

Денежное вознаграждение 

Способ включает в себя постоянную и переменную составляющие. 

Первая — это установленный договором оклад, вторая — это проценты от продаж, различные премии, бонусы, награды за победы в конкурсах и т. д. Рассмотрим тщательнее переменную часть материальной мотивации. В торговых организациях популярна практика дополнительных выплат работникам за реализованные товары или проведённые сделки. Например, за каждую покупку продавцу выплачиваются комиссионные. Или надбавка к окладу начисляется в случае перевыполнения плана продаж. Логично, что это побуждает продать как можно больше товаров. Иногда вся зарплата и состоит из процентов от продаж. Также компания может делать доплаты за квалификацию (разряд или категорию) или выписывать премии (например, за то, что сотрудник быстрее других выполняет задачи, делает больший объём работы за свою смену, участвует в усовершенствовании технологий производства и т. д.);

Неденежное поощрение

Такая форма мотивации тоже имеет материальную ценность, но именно деньги сотрудник за свои успехи не получает. Чаще всего это скидки для персонала на товары или услуги организации, в которой они работают. Также работникам могут предоставляться путевки на отдых, бесплатное питание и/или проезд, медицинские страховки, подарки на праздники и пр. 

Хорошим способом одновременно повысить ценность сотрудника и привязать его к месту работы является обучение за счёт компании.


Штрафы

Только лишь поощрения показывают низкую эффективность. Иногда их комбинируют с наказаниями за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Санкции рекомендуется применять только при систематическом игнорировании дисциплины или целей компании. Примечательно, что штраф, применённый к одному сотруднику, является стимулом для всего коллектива.

К сожалению, зачастую работники со временем перестают воспринимать высокую заработную плату и премии как элемент мотивации. Они начинают видеть в них обязательную составляющую рабочего процесса. Поэтому материальную мотивацию важно совмещать с нематериальной. К ней можно отнести:

  • возможность карьерного роста;

  • оформление досок почёта с лучшими сотрудниками;

  • мотивационные речи руководителя, в которых он подчёркивает достижения отдельных служащих и компании в целом;

  • коучинг (привлечение коуча — личного консультанта, помогающего работникам ставить личные и карьерные цели и добиваться их);

  • тимбилдинг (то есть корпоративные мероприятия — тренинги, вечеринки в честь праздников, поездки по историческим местам и т. д.);

  • удобный график и модернизацию рабочих мест для улучшения условий труда.

Оценка эффективности

В менеджменте существует одно очень важное правило: нельзя управлять тем, что не измеряется. Оценка эффективности системы мотивации персонала позволит определить степень реализации поставленной цели и своевременно скорректировать методы стимулирования. При анализе системы мотивации учитываются:

  • экономическая эффективность (окупилась ли материальная мотивация и принесли ли работники больше пользы при тех же или сниженных затратах);

  • социальная эффективность (насколько выгодными были финансовые вложения в личностный рост сотрудников);

  • результативность (степень достижения запланированной цели, которая зачастую измеряется в KPI).

Количественная оценка возможна при накоплении статистики по конкретным параметрам (например, текучести кадров или доли новых клиентов). Экспертное оценивание даёт количественную оценку качественных характеристик.

 

Современные методы управления мотивацией

Современные методы управления мотивацией персонала позволяют выстроить грамотную систему стимулирования работников в зависимости от специфики деятельности предприятия. Они классифицируются на:

  • организационно-административные;

  • экономические;

  • социально-психологические.

Разберём подробно каждый вид.

Организационно-административные

Организационно-административные методы основываются на чувстве долга человека, его убеждённости в необходимости работать и соблюдать трудовую дисциплину. Такие способы обычно применяются в государственных органах.

Все действия персонала чётко прописаны в нормативных правовых и инструктивно-методических документах. Креативность недопустима. Руководство взаимодействует с подчинёнными путем издания приказов и распоряжений. Последние составляются с учётом требований Трудового кодекса и прочих законодательных актов. Сотрудники обязаны беспрекословно им следовать. В случае нарушения служебных обязанностей предусмотрено наказание в виде штрафа, выговора или общественного порицания. Административному методу характерна ярко выраженная иерархия. Чем ниже должность у сотрудника, тем меньше у него прав.

Подобная методика в чистом виде не позволит добиться высоких целей, так как у персонала не будет заинтересованности.

Экономические

Экономические методы гарантированно обеспечивают активное развитие компании. Они включают в себя:

  • высокие заработные платы;

  • хорошие комиссионные с продаж;

  • регулярное премирование и разовые выплаты;

  • надбавки (например, за образование);

  • материальную помощь сотруднику в трудных жизненных ситуациях (к примеру, в случае болезни или ДТП);

  • дополнительные бонусы в виде корпоративной мобильной связи, льготного кредита, медицинского страхования и т. д.

Персонал будет стараться работать больше и лучше, чтобы получить доплату к основной зарплате и неденежные материальные блага.

Социально-психологические

Социально-психологические методы направлены на создание психологически комфортной обстановки в коллективе и раскрытие потенциала каждого сотрудника. Для этого:

  1. HR-специалист подбирает в одну команду таких работников, которые смогут хорошо взаимодействовать;

  2. гарантируется карьерный рост;

  3. руководитель позиционирует себя как друга, а не начальника (так сотрудники свободнее выражают мысли и охотнее выполняют свои обязанности);

  4. подчинённые информируются о стратегиях развития бизнеса, чтобы они также загорелись идеей поднять компанию на новый уровень и получить от этого свои «плюшки»;

  5. персоналу предоставляется возможность поучаствовать в принятии управленческих решений и ощутить себя частью команды;

  6. регулярно проводятся корпоративные мероприятия.

На практике компании используют сразу несколько методов: один основной и несколько вспомогательных. Такой подход наиболее эффективный для мотивации сотрудников и увеличения прибыли фирмы.


Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Как выстроить корпоративную стратегию обучения и развития персонала

Как управлять профессиональным и карьерным ростом сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Как выстроить корпоративную стратегию обучения и развития персонала StartExam
8 минут
Модель корпоративных компетенций

Модель корпоративных компетенций. Как разработать и внедрить в организацию. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Модель корпоративных компетенций StartExam
13 минут
Синхронное и асинхронное обучение персонала

Разбираемся в методах и видах двух форматов обучения — синхронного и асихронного.

Синхронное и асинхронное обучение персонала StartExam
7 минут
Системы управления обучением LMS — что это и как выбрать

Раскрываем преимущества и недостатки LMS и рассказываем, как выбрать систему.

Системы управления обучением LMS — что это и как выбрать StartExam
7 минут
Нематериальная мотивация сотрудников — виды и методы

Разбираемся в видах мотивации сотрудников.

Нематериальная мотивация сотрудников — виды и методы StartExam
7 минут
Формирование и развитие кадрового потенциала

Рассказываем, что такое кадровый потенциал, как его анализировать и развивать.

Формирование и развитие кадрового потенциала StartExam
7 минут
Talent Management — система управления талантами в организации

Рассказываем о системе Talent Management, которая позволяет компаниям становиться эффективнее.

Talent Management — система управления талантами в организации StartExam
7 минут
Метод STAR — техника собеседования по компетенциям при подборе персонала

Рассказываем, как проводить интервью по компетенциям и какие вопросы задавать кандидадам.

Метод STAR — техника собеседования по компетенциям при подборе персонала StartExam
7 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram