Корпоративная культура — совокупность нематериальных аспектов и ценностей, социальных норм, прямым образом влияющих на общую эффективность и результаты деятельности компании. Культурная составляющая выражена в последовательном организационном поведении работников компании, а также установлении определённых правил управления. Благодаря корпоративной культуре предприятие может заявить о ключевых ценностях, обозначить политику и основную миссию.
Оценка корпоративной культуры имеет огромное значение, ведь именно культура служит причиной, по которой работники проявляют лояльность к компании или, напротив, испытывают негативные эмоции. Чтобы не допустить упадка корпоративной культуры и сохранить лояльность клиентов, рекомендованы специальные методики оценки.
Что такое корпоративная культура и что она в себя включает?
Корпоративная культура — комплекс поведенческих моделей, приобретенных компанией в рамках адаптации к рыночным условиям, а также следствие внутренней интеграции бизнес-процессов. Как правило, ценности организации разделяются подавляющим числом сотрудников. Корпоративная культура включает в себя:
-
утверждение системы лидерства;
-
методы решения конфликтных и спорных ситуаций;
-
введение коммуникационных систем;
-
положение сотрудника в компании;
-
фирменную символику (лозунги, табу, ритуалы).
Методики оценки корпоративной культуры
Известно множество инструментов, формирующих методы оценки корпоративной культуры организации. Наряду с косвенными показателями, предлагается использовать специальные методики по анализу культурных аспектов компании. Методы могут использоваться как по отдельности для диагностики, так и в комбинации. Во втором случае можно добиться более достоверных результатов и взгляда на них с разных точек зрения.
К основным методикам оценки корпоративной культуры относят:
1. Опросы сотрудников. Проводятся каждый квартал или внепланово. Как правило, такой метод основан на критериях вовлечённости (драйверах). Примерами драйверов, учитываемых при опросах, являются:
управление;
чувство ответственности;
чувство выполненного долга;
уровень нагрузки;
похвала, признание;
почетные грамоты и иные поощрения;
самодостаточность;
свобода выбора и высказываний;
перспективы карьерного роста.
2. Сторонние инструменты оценки. Известны сторонние методы, помогающие в измерении корпоративной культуры. К таковым можно отнести CultureAmp и CultureIQ. Благодаря таким инструментам обеспечиваются следующие преимущества:
Гибкость, быстрота, комплексный характер оценки.
Вовлечённость всех участников.
Соблюдение анонимности ответов при проведении опроса третьей стороной.
3. Фокус-группы. Такой метод оценки может показаться архаичным, однако на практике именно беседы с работниками позволяют узнать много информации, недоступной для опросников и других инструментов оценки. В рамках фокус-группы часто удаётся пролить свет на самые слабые точки корпоративной культуры компании.
4. Выходное интервью. При грамотном составлении такой метод оценки является одним из самых информативных и объективных. Опрос позволяет получить ценную информацию об инсайтах корпоративной культуры. Практика показывает, что некоторые сотрудники высказываются честно и открыто именно при увольнении.
5. Метод оценки корпоративной культуры с помощью OCAI. Данный инструмент наиболее актуален, если целью опроса служит комплексная оценка корпоративной культуры компании и поиск путей по её улучшению. Благодаря OCAI можно установить, на что именно похожа организационная культура компании и чем она отлична от той, которую хотелось бы видеть. Основой OCAI служит теория конкурирующих ценностей, по которой компаний распределяет 100 баллов между четырьмя группами ценностей.
5. Шкала поведенческого мониторинга. Данный инструмент оценки представлен в виде шкалы, по которой можно отслеживать изменения в поведенческих привычках сотрудников. Шкала позволяет измерить желаемое поведение, соответствующее корпоративным ценностям компании.
Методика 360 градусов при оценке корпоративных ценностей
Метод 360 градусов - это комплексный подход к оценке корпоративной культуры и профессионального поведения сотрудников, который включает в себя отзывы от множества источников: коллег, подчиненных, руководителей и даже клиентов. Вы получаете глубокое понимание того, как корпоративные ценности проявляются на практике и насколько они интегрированы в повседневную деятельность сотрудников.
- Преимущества использования методики 360 градусов для оценки корпоративных ценностей:
- Предоставляет полную картину профессионального поведения сотрудника, а не только его взаимодействия с руководителем.
- Позволяет измерить, насколько корпоративные ценности внедрены в поведение и деятельность сотрудников.
- Способствует развитию культуры обратной связи и открытого общения.
- Процесс интеграции ценностей и оценки через метод 360 градусов
Основой для интеграции корпоративных ценностей служат обучение и коммуникация. Сотрудникам представляются корпоративные ценности, объясняют их значение и важность. Затем через метод 360 градусов проводится оценка того, насколько эффективно эти ценности внедрены в поведение и деятельность сотрудников.
- Примеры вопросов для опросов 360 градусов:
- Как часто сотрудник демонстрирует корпоративные ценности в своей работе?
- Как сотрудник вносит свой вклад в продвижение корпоративных ценностей?
- Какие действия сотрудника лучше всего отражают корпоративные ценности?
Основные критерии и показатели
Довольно сложно назвать критерии оценки состояния корпоративной культуры. К таковым относятся любые показатели, влияющие на поведенческие привычки сотрудников и руководства. Чтобы провести качественную оценку корпоративной культуры, следует получить о ней детальное представление. Только при наличии полной картины внутреннего устройства и микроклимата компании целесообразно переходить к оценочным мероприятиям.
Основными показателями оценки корпоративной культуры являются:
-
Численность рефералов сотрудников. Показатель отражает, насколько сотрудники заинтересованы в продвижении компании и приглашении в её ряды других специалистов. Критерий также позволяет понять, почему работники проявляют инициативу или остаются безучастными.
-
Общая производительность труда. При здоровой корпоративной культуре в компании трудятся высокопродуктивные специалисты, нацеленные на результат. Убедиться в этом помогают специальные критерии производительности, измеряющие прогнозируемые и фактические итоги работы сотрудников.
-
Текучка кадров. Если люди не задерживаются в рядах компании, одной из причин текучести кадров может оказаться токсичность корпоративной культуры.
-
Коммуникационные критерии. Речь идет о показателях работы с электронкой, изучении отчетов о прочтении, длительности нахождения на страницах интрасети. Всё перечисленное служит достоверным индикатором того, насколько здорова организационная культура компании. Если показатели окажутся низкими, можно сделать вывод об отсутствии должного взаимодействия между работниками.
Что даёт оценка корпоративной культуры?
Для получения достоверных результатов оценочных мероприятий важно заранее определить ключевые направления процесса. В первую очередь требуется обозначить цели оценки корпоративной культуры. Определиться с целями поможет выбор наиболее значимых ценностей компании. К таковым принято относить:
нацеленность на результат;
ориентированность на людей;
ориентированность на команду, её развитие;
конкурентоспособность;
внедрение уникальных решений и инноваций;
внимание к деталям;
улучшение качества сервиса.
Проведение оценки корпоративной культуры — надёжный способ выяснить, насколько те или иные сотрудники соблюдают внутренний кодекс компании. Таким образом можно выявить болевые точки в организационной этике и поведении отдельных работников, после чего принять меры по улучшению ситуации. Своевременное проведение оценки способствует установлению здорового микроклимата, улучшению взаимодействия между руководством и подчинёнными.
Опросные системы
Оценивать корпоративную культуру организации можно самыми разными способами, включая традиционные и представленные в виде специальных систем. Опросы для оценки корпоративной культуры направлены на глубокое исследование ценностей и устоев, действующих в компании.
В настоящее время наибольшим спросом пользуются опросники, основанные на двух подходах:
-
на теории спиральной динамики;
-
на концепции «бирюзовых» компаний.
Общее количество опросников, посвященных анализу корпоративной культуры, исчисляется десятками. При выборе подходящего опроса следует учитывать множество факторов, включая специфику деятельности компании, должностные обязанности сотрудников, внутренние правила организации и т.д. Не менее важно помнить, что не существует правильной или неправильной корпоративной культуры: бывают несоответствия культурной составляющей политике компании.
Проведение опросов наиболее эффективно и уместно при возникновении конфликтных ситуаций между отделами и подразделениями компании. Опросы помогают избежать конфликтов при слиянии нескольких компаний или смене руководящего состава.
Один из самых удобных инструментов для оценки корпоративной культуры — система StartExam. В платформе есть как набор готовых опросников, например, Q12 и eNPS, так и удобный конструктор, в котором можно составить любые уникальные анкеты с учётом специфики деятельности компании. Из StartExam также можно выгрузить подробные отчёты, что значительно упрощает анализ и проверку результатов.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.