Во второй части всеобъемлющего гайда про оценку — о том, что вообще оценивать.
Если цели оценки — то, ЗАЧЕМ вы собираетесь её провести — определены, следующим шагом выбирают её критерии.
Критерии оценки — это объективные признаки, по которым определяют, что сотрудник эффективно работает, подходит под профиль своей должности, обладает управленческим потенциалом и так далее. Простыми словами — это то, ЧТО оценивают. Критериями могут быть, например, KPI или soft skills.
В этой статье разберёмся подробнее, как подобрать критерии. А в других частях гайда вы узнаете:
- какие методы оценки используют российские компании;
- и как провести оценку и не совершить классические ошибки.
Критерии оценки персонала: а что, собственно, оцениваем?
Критерии, по которым проходит оценка, выбирают исходя из сферы, бизнес-целей компании и задач самой процедуры — что мы хотим от неё получить. И мы не просто так уже несколько раз говорим про цель — это может показаться банальным, но чрезвычайно важно. Иначе оценка с большой долей вероятности просто уйдёт в стол.
Важно, чтобы в качестве критериев отбирались показатели, которые: а) отражают ситуацию на данный момент; б) помогают расти компании и её сотрудникам.
Верхнеуровнево критерии можно разделить на три группы: компетенции, результативность, отношение к компании.
Компетенции
Оценка компетенций сосредоточена на знаниях и навыках персонала, его поведении и личных качествах, управленческом потенциале.
Главные критерии при оценке компетенций — это hard (профессиональные) и soft (надпрофессиональные) скиллы.
- «Харды» включают в себя технические навыки, требуемые для решения конкретных задач, а также приобретённый опыт. Hard skills специфичны для каждой конкретной должности, и именно их чаще всего можно встретить в описании вакансий. Приобретаются такие скиллы в рамках формального образования, стажировок, краткосрочных курсов, программ сертификации, а также прямо на рабочем месте — решением реальных задач.
Самые популярные в мире харды в 2022 году по версии LinkedIn:
— Основы программирования;
— Project-менеджмент;
— Google Analytics;
— Digital-маркетинг;
— Машинное обучение;
— Облачные вычисления;
— Блокчейн;
— Разработка приложений;
— Искусственный интеллект;
— SQL.
Оценивают хард-скиллы, в основном, при помощи тестирования (в том числе, решения кейсов), экспертного и ситуационно-поведенческого интервью.Поскольку хард-скиллы, как правило, подразумевают достаточно узкую специализацию, при разработке вопросов и выборе методов оценки мы рекомендуем консультироваться с экспертами данного направления — внутренними или внешними.
- «Софты» — это качества и черты личности, которые влияют на межличностное взаимодействие. Эти нетехнические навыки также непосредственно используются при решении проблем и для селф-менеджмента.
По данным исследования LinkedIn, работодатели считают самыми ценными:
— Креативность;
— Умение убеждать;
— Сотрудничество;
— Адаптивность;
— Эмоциональный интеллект.
Для того, чтобы иметь возможность оценить компетенции, компаниям прежде нужно провести профилирование должностей и составить корпоративную модель компетенций.
Недавно мы проводили большую учебно-консультационную программу, помогали клиенту актуализировать матрицы по компании. Мы отталкивались от конкретных задач, которые решают в каждом подразделении, и составляли матрицу по hard skills. Программу готовили для тех руководителей и тимлидов, кто с помощью матриц проводит оценку сотрудников и помогает им строить персональные траектории развития.
Hard skills мы проработали вместе. А дальше ребята дополнят матрицы «гибкими» навыками, чтобы была точка синхронизации сотрудиков по культурному коду.
Новый тренд, который мы сейчас всё чаще наблюдаем — компании оценивают hard- и soft-скиллы неразрывно друг от друга. Об этом один из наших экспертов рассказывала в предыдущем материале. В «Т Плюс», например, оценку по жёстким и мягким навыкам объединяют в одну матрицу — по ней в компании отбирают сотрудников в кадровый резерв и выявляют экспертов, которые смогли бы поделиться с коллегами полезным опытом.
В результате в кадровый резерв попадают только лучшие по итогам оценки 360 и тестирования: по одной из осей сотруднику нужно получить наивысшие баллы, по другой — выше среднего.
Сотрудников с сильными хардами и проблемами с софтами мы рекомендуем ко включению в проект «Наставничество». Это люди, которые обладают уникальными высокопрофессиональными знаниями, и компания нуждается в них не меньше управленцев.
Результативность
При оценке результативности показатели работы сотрудника сравниваются с каким-то изначально заданным значением. Главный инструмент — это методика KPI, ключевых показателей эффективности. И её совсем необязательно привязывать к деньгам, гораздо лучше — превратить в инструмент лёгкого менеджмента и здоровой соревновательности.
Плюс ко всему, в случае с KPI стоит всегда принимать во внимание текущую обстановку вокруг. К сожалению, я сталкивалась с непониманием, в том числе, и в этом напряжённом году. В одной из компаний отдел продаж в феврале, по понятным причинам, не выполнил нормы KPI, и ребята потеряли деньги. Компания, к сожалению, не стала принимать во внимание причины случившегося.
Отношение к компании
Оценку отношения к компании проводят как для профилактических мер (чтобы узнать «температуру по больнице»), так и для решения конкретных задач — например, снижения текучести.
Критерии при такой оценке — это удовлетворённость, лояльность, вовлечённость. А самые популярные инструменты — опросники eNPS, CSAT, Q12.
Заключение
Критериев для оценки — того, ЧТО мы оцениваем — на самом деле не так много. И задача компании — выбрать их под свои бизнес-цели и не усложнять процесс. В идеальной вселенной оценка не должна использоваться для радикальных мер: увольнений, лишений премиальной части зарплаты и т.п. Потому что тогда вы рискуете превратить всю процедуру в фарс — сотрудники будут саботировать оценку и её результаты.
Ну а ещё, конечно, не забывайте проверять себя на каждом этапе — зачем вы вообще проводите это мероприятие, какие результаты вы хотите получить и как планируете их использовать.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.