На вопрос «Хотите ли вы быть руководителем?» 99 человек из 100 ответят положительно. Большинство объяснят это желание престижем, кто-то – большим доходом, кто-то – тем, что там проще и интереснее работать. И лишь немногие из согласившихся знают, что руководитель – это профессия, требующая наличия определенных компетенций и навыков, к которым может быть предрасположенность и которые нужно в себе развивать. Вместе с экспертом-методологом по регулярному менеджменту Александром Фридманом разберемся, отсутствие каких качеств может усложнить жизнь и управленцу, и компании, чем замещать свои слабые стороны и с какими побочными эффектами можно столкнуться, может ли руководитель позволить себе выгорание и всем ли целесообразно стремиться вверх по вертикальной иерархии.
Топ-5 качеств хорошего руководителя
К любому виду деятельности может быть пригодность, способности и талант, основанный на личностной характеристике в совокупности с интуитивными, врожденными и приобретенными умениями, синергетическое сочетание способностей – это уже талант. И когда несколько способностей успешно дополняют друг друга, получается та конфигурация, про которую говорят «специалист от бога».
Какие же качества являются минимально желательными для профессии руководителя, отсутствие которых сильно затруднит работу?
-
Открытое мышление или, как это называют, когнитивность. Первое не по рейтингу, а по порядку. Это умение пересматривать взгляды под влиянием новой информации, умение критически относиться к информации, переучиваться, осмысливать что-то, быть открытым, не запираться как-то в своем видении, отталкиваться от логики “пока так, но, возможно, завтра я поменяю точку зрения». Руководитель должен развиваться, путь руководителя – это путь воина, и без открытого мышления развиваться невозможно, поскольку развитие предполагает не только применение новых вещей, но и отказ от старых.
-
Упорство. Иначе как преодолевать препятствия, даже внутри себя?
-
Внутренняя ответственность: Именно внутренняя, а не внешняя, потому что в первом случае это – характер, а во втором – давление. Руководитель, которого надо пинать, чтобы он что-то сделал, – идея странная и вызывает всегда два вопроса: «Кто вас проклял?» и «Зачем вы его взяли?»
-
Требовательность. Если мы поставим на должность руководителя с внутренней ответственностью, но без требовательности, он будет пахать сам, потому что он отвечает за результат, но как спросить с сотрудников, – он не знает. Такому руководителю вообще непонятно, как сотрудники могут относиться к работе иначе, но при этом их нельзя увольнять, потому что мы в ответе за тех, кого приручили.
-
Конструктивность. Конструктивность помогает находить общий язык, не так бурно реагировать на происходящее, стремиться договариваться в интересах дела, выстраивать диалог.
Примерно так выглядят ключевые личностные качества. Качеств, которые нельзя развить, нет, это трудоемкий и долгий процесс, но, как завещал древнегреческий историк Геродот Галикарнасский: «Ворота перемен открываются только изнутри».
Соответственно, главным «красным флагом» в распознании руководителя является нежелание развивать в себе вышеперечисленные качества или же, иначе говоря, неготовность меняться.
Сильные и слабые стороны руководителя
Как правило, сильные качества предполагают наличие слабых. Поэтому важно брать людей с компетенциями, соответствующими должности, и быть готовым к тому, что существует оборотная сторона, к которой надо привыкнуть и компенсировать своими управленческими методиками. Это означает, что нанимая человека по определенным параметрам сильнее себя, руководитель должен продумать, что в себе нужно развить, чтобы вы сработались.
Выгорание у команды и руководителя
Михаил Жванецкий говорил, что часто мы боремся с плесенью вместо того, чтобы бороться с сыростью. В нашем случае это означает, что прежде чем понять, что делать с явлением, неплохо было бы понять, почему оно возникло. И у выгорания могут быть самые разные причины.
-
Постоянное перегрузка. Амбициозные цели, не соответствующие «общей физической подготовке» собственника и его компании, предполагают форсаж. Если все время тренироваться с повышенной нагрузкой, не в соответствии с характеристиками организма, рано или поздно будут травмы. И прогресс остановится.
-
Бардак в компании. Высоцкий пел «мы научились штопать паруса и затыкать пробоины телами» – в реальном бизнесе не надо затыкать пробоины телами, потому что пробоин не бывает, да? А когда решения собственника все время спонтанны и компенсируются за счет сверхурочных – это тоже короткий путь к выгоранию.
- Отсутствие логического мышления или «иллюзия всемогущества». В рамках диагностики управленческого потенциала можно увидеть отсутствие логического мышления.
- Непрофессионализм руководителя. Вспоминаем, что руководитель – это профессия. Если он не может дать методику по каждому из своих инструментов, он непрофессионал. Не хватает техники, значит, нужно компенсировать энергией, при этом резко падает вероятность достижения результата и резко увеличивается стоимость результатов. Это приводит к разочарованию и последующему выгоранию.
Комплексная диагностика управленческого потенциала
Поговорив о компетенциях, сильных и слабых сторонах, методах их использования и замещения, а также о непрофессионализме, ведущем к выгоранию, логично спросить, а есть ли возможность все эти показатели измерить и предвидеть. Комплексная диагностика управленческого потенциала от Александра Фридмана проверена крупнейшими компаниями России и состоит из 44 параметров оценки и 32 управленческих компетенций, разделенных на 4 категории: обеспечивающие, административные и лидерские компетенции, а также черты характера. Качества, позволяющие использовать обеспечивающие, административные и лидерские компетенции, оцениваются по 13-ти балльной шкале (в случае с лидерскими – без разбивки на формирующие качества). Черты характера оцениваются в формате дихотомии, т.е. – шкале с двумя полярными значениями. Чем выше балл в сторону одного из значений, тем более ярко та или иная черта характера будет выражена у респондента.
Такая методика позволяет оценить кандидатов, которых рассматривают на руководящую позицию в компанию, и сотрудников, которых планируют повысить в должности. С помощью диагностики можно отсеять соискателей, чей потенциал не совпадает с заявленным функционалом, и сократить время знакомства с ресурсами человеками с полугода до двух дней. Также оценка позволяет:
-
разработать ИПР руководителей;
-
проанализировать причины сбоев в работе руководителей;
-
оценить рентабельность управления сотрудниками;
-
сформировать кадровый резерв;
-
укомплектовать эффективные проектные команды.
По итогам диагностики можно получить список рекомендуемой литературы и возможные сценарии дальнейших действий. Повторная диагностика не подразумевается: методика больше оценивает потенциал по конкретным параметрам, а не навыки, приобретённые на практике. Поэтому низкая оценка потенциала по какому-либо параметру может не проявляться, т.к. респондент научился это компенсировать.
Итог: всем ли нужно в руководители?
На самом деле, рвение в руководители связано с тем, что крайне мало кто представляет, чем на самом деле придется заниматься.
Поэтому, если по итогам диагностики управленческого потенциала видно, что личностные характеристики не соответствуют функционалу и тем управленческим инструментам, которые необходимы в должности, то хорошим руководителем человек с большой долей вероятности не станет. В качестве прекрасной альтернативы можно посоветовать такому человеку расти как эксперту и зарабатывать больше за счет развития горизонтальной квалификации.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.