Компетентность и компетенция: что это и в чём их отличия?

Время чтения: 7 минут
Компетентность и компетенция: что это и в чём их отличия?
Поделиться:

Содержание статьи

Ещё в далеком 1935 году была произнесена фраза: «Самый ценный капитал – это люди. Кадры решают всё!» Действительно, компания будет обладать конкурентным преимуществом на рынке, только если имеет чёткое представление об обязанностях и навыках своих сотрудников и задействует специалистов, способных «двигать» бизнес вперёд. Одним из ключевых инструментов управления эффективностью является модель компетенций. Что же это такое, как её разработать и зачем работодателям понимание компетентности — схожего по звучанию, но отличного по значению термина?

Компетентность и компетенция

Компетентность — это образование, навыки и опыт работы сотрудника, то есть его способность теоретически качественно выполнять определенный вид работы. Похожим на компетентность является термин «профессионализм». Однако он немного шире, так как включает в себя не только знания, но и отношение к трудовой деятельности.

Компетенция — это умение применять имеющиеся знания и умения на практике. Всего существует 2 подхода к определению понятия компетенции. Первый, американский, подразумевает поведение работника, при котором он показывает высокие результаты работы, используя свои познания. Второй, европейский, подразумевает ряд задач, которые сотрудник должен выполнить.

 

Виды профессиональной компетентности

Профессиональную компетентность можно классифицировать на несколько типов:

  • специальную — набор навыков, необходимых для выполнения конкретных служебных обязанностей на должном уровне;

  • управленческую — владение качествами, позволяющими занимать руководящие должности (речь идёт как об умении делегировать полномочия или расставлять приоритеты, так и о целеустремлённости, стрессоустойчивости и тактичности);

  • лидерскую — совокупность черт, делающих человека эффективным в качестве лидера группы (это может быть уверенность, умение убеждать, изобретательность);

  • индивидуальную — способность эффективно решать проблемы, грамотно распоряжаться своим временем, развиваться в выбранном направлении;

  • социальную (коммуникативную) — умение выстраивать отношения с коллегами и работать в команде;

  • эмоциональную — правильная идентификация своих и сторонних эмоций, а также умение ими управлять (такие навыки получили название эмоционального интеллекта (EQ)).

Как формируется компетентность?

Процесс формирования компетентности непрерывен. Его можно представить в виде следующей формулы:

Компетентность = знания + умения + желание + действия

Компетентность можно сравнить с кочаном капусты, где роль кочерыжки выполняет профильное образование, а листьев — опыт. Формирование компетентности состоит из таких этапов:

  1. окончание учебного заведения;

  2. приобретение практических навыков;

  3. повышение квалификации путём прохождения курсов и/или посещения семинаров/тренингов;

  4. накопление опыта;

  5. достижение профессионализма в своей сфере.

То есть первоначально процесс усовершенствования компетентности модерируется преподавателями, а затем – руководством и менеджером по подбору и обучению персонала. Однако в основном успешность развития компетентности зависит от личности самого сотрудника.

 

Как выполнить оценку компетентности?

Оценка компетентности позволит спрогнозировать потенциальную эффективность кандидата на должность ещё до его приёма на работу, снизив риски найма непрофессионального специалиста, и проанализировать производительность сотрудника, определив его важность для будущего организации. Это одна из наиболее выгодных инвестиций, которые может сделать компания в своё развитие.

При оценке компетентности учитываются следующие показатели сотрудника:

  • уровень квалификации;

  • дополнительные навыки и умения;

  • соответствие личных черт деятельности и ценностям организации;

  • стремление к личностному и профессиональному росту;

  • результативность труда.

Оценка компетентности должна проводиться регулярно и быть объективной, прозрачной и понятной для персонала. Способы её проведения бывают количественными, качественными и комбинированными. Метод и инструмент её осуществления выбираются в зависимости от характеристики, которую нужно проверить. К количественным техникам оценки компетентности относятся, например, методы:

  • рабочих стандартов и нормативов (установление требований к персоналу и последующее их сравнение с реальными показателями сотрудника);

  • графического профиля (нанесение на график точек, обозначающих баллы за деловые качества работника);

  • сравнения (присвоение каждой характеристике специалиста балла, суммирование этих оценок и сравнение полученных сумм разных сотрудников между собой).

Среди качественных методик оценки компетентности можно выделить:

  • биографический метод (изучение семейного положения, здоровья, увлечений персонала);

  • матричный метод (сопоставление фактических характеристик сотрудника с качествами, требуемыми его должностью);

  • анкетирование (проставление оценщиком отметок напротив тех пунктов, которые, по его мнению, присущи работнику);

  • анализ конкретной ситуации (подготовка служащим доклада о решении данной ему реальной или смоделированной задачи);

  • метод сравнения по парам (сравнение двух специалистов, занимающих одинаковую должность, по заданным параметрам).

Комбинированные способы оценки компетентности включают в себя:

  • собеседование (ознакомление с характером, мотивацией, интеллектом человека в ходе разговора);

  • тестирование (прохождение персоналом квалификационных, психологических или физиологических тестов);

  • деловую игру (оценка экспертами и самими участниками поведения служащих во время имитационных или развивающих игр);

  • метод достижения цели (постановка задач на определенный период и оценка качества и полноты их выполнения по его окончании).

 

Что такое модель компетенций и как ее составить?

Модель компетенций — это набор качеств, которые позволяют сотруднику выполнять функции, характерные его должности. Компетенции разделяют на 3 группы:

  1. корпоративные (ключевые) — касаются всех должностей в организации, формируются, исходя из ценностей компании, прописанных в бизнес-стратегии, кодексе корпоративной этики и т. д.;

  2. управленческие (менеджерские) — применимы только к тем сотрудникам, которые имеют работников в линейном (непосредственном) или функциональном (по смежным профилям обязанностей) подчинении;

  3. профессиональные (технические) — разрабатываются для определённой группы должностей.

На сегодня существует огромное количество готовых общих моделей компетенций. Их использование очень привлекательно, поскольку процесс создания собственной модели достаточно ресурсоемкий. Однако лучше пойти более тяжёлым, но и более эффективным путем, ведь каждая компания уникальна и невозможно добиться успеха, следуя по протоптанной тропе.

Модель компетенций разрабатывается согласно представленному ниже алгоритму.

I. Продумывание области применения модели, результата её внедрения и сроков её исполнения. 

II. Формирование из сотрудников рабочей группы для создания схемы. Чем разнообразнее рабочие функции, тем больше участников понадобится.

III. Сбор информации о выполняемой персоналом работе путём: 

  • наблюдения за сотрудниками (к примеру, за взаимодействием продавца-консультанта с покупателями);

  • проведения опросов лучших работников для выделения самых продуктивных стандартов поведения;

  • мозгового штурма при участии руководителей подразделений;

  • записывания напротив каждого подчиненного его полезных качеств с целью определения самых эффективных компетентностей (метод репертуарных решёток).

IV. Определение уровней модели компетенций. Обычно их 3-5. Они могут быть пронумерованными или носить какие-то названия. Важно, чтобы между ними хорошо была видна разница. Начинать можно с нулевого или отрицательного уровня, когда сотрудник безынициативен. Заканчивать нужно самым высоким уровнем, когда работник – настоящий ас.

V. Разработка профилей под конкретные должности. Вот пример модели компетенций «Работа в команде»:

  1. некомпетентность (служащий не заинтересован в работе, сосредоточен только на своих потребностях, демонстрирует пренебрежительное отношение к коллегам);

  2. ограниченная компетентность (работник предпочитает всё делать сам, по большей мере молчит и избегает конфликтов);

  3. базовая компетентность (сотрудник отлично контактирует с коллегами из своего подразделения, делится идеями, активный и неконфликтный);

  4. высокая компетентность (человек поддерживает продуктивные отношения с коллегами из разных подразделений и уровней иерархии, конструктивно решает конфликты, учитывает индивидуальность каждого члена команды при организации рабочего процесса);

  5. мастерство (сотрудник умеет мотивировать коллег (в первую очередь личным примером), подбирать людей в команду по принципу пазла и давать им возможность проявить себя).

Модель компетенций должна быть:

  • лёгкой для понимания. Особенно это касается крупных компаний, так как в этом случае придётся донести её большому количеству работников. Чем проще будет схема, тем эффективнее она будет работать. Для лучшего запоминания можно, например, заключить компетенции предприятия в аббревиатуру: РЕЗУЛЬТАТ, ПРОСТО, УСПЕХ и пр.;

  • полезной для всего персонала. Для составления модели рекомендуется вовлекать даже самых низких по иерархии сотрудников. Это необходимо, потому что, во-первых, руководство может не видеть всех граней работы, а во-вторых, чем больше смысла работники будут видеть в схеме, тем с меньшим сопротивлением она будет соблюдаться;

  • справедливой по отношению ко всем участникам. Модель компетенций должна учитывать интересы и молодых, и более опытных сотрудников, и мужчин, и женщин, работников и с высшим образованием, и без него;

  • чёткой. Следует избегать формулировок наподобие «лидерство» или «коммуникативность». Лучше заменить их на «ставить задачи подчинённым и контролировать их исполнение» и «находить общий язык с различными категориями людей и управлять процессами общения в коммуникативной ситуации». В противном случае не до конца понятно, что означают вышеназванные термины. Это очень обширные понятия;

  • всеобъемлющей. Разумно перед составлением модели компетенций подготовить ряд вопросов, на которые она будет отвечать. Так легче держать под вниманием все сферы деятельности компании.

ВАЖНО! Чересчур подробной модель компетенций делать не нужно, иначе её трудно будет применить.


Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд

Разбираемся, что такое тихое увольнение (quiet quitting). Почему развивается это явление и как избежать тихого ухода сотрудников. Рассмотрим ключевые инструменты и методы мотивации и удержания персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд StartExam
18 минут
Оценка цифровых компетенций персонала

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Оценка цифровых компетенций персонала StartExam
13 минут
Ключевые этапы процесса онбординга

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Ключевые этапы процесса онбординга StartExam
15 минут
HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен

Разбираемся, что такое HR маркетинг. Какие цели и задачи он преследует. Рассмотрим ключевые инструменты и методы, примеры и руководство по внедрению при помощи современных подходов от StartExam.

HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен StartExam
16 минут
Управление конфликтами в команде

Разбираемся, как управлять конфликтами в команде. Возможно ли избежать конфликтов, причины и виды конфликтов в организации и методы их разрешения при помощи современных подходов и инструментов от StartExam.

Управление конфликтами в команде StartExam
18 минут
Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации?

Узнайте, как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации и сделать это эффективно. Современные методы и инструменты StartExam.

Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации? StartExam
19 минут
Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности

Узнайте, как оценка 360 градусов может помочь в разработке стратегии клиентоцентричности, улучшении взаимодействия с клиентами и мотивации сотрудников. Примеры эффективного использования обратной связи для усиления корпоративной культуры.

Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности StartExam
15 минут
Грейдирование и оценка персонала в IT

Грейдирование персонала в IT: как правильно классифицировать должности, оценивать сотрудников и построить мотивирующую систему управления карьерой. Примеры, технологии и рекомендации от экспертов в области HR

Грейдирование и оценка персонала в IT StartExam
18 минут
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram