Типы мотивации по Герчикову

Время чтения: 7 минут
Дата публикации:
Типы мотивации по Герчикову
Поделиться:

Содержание статьи

Штат сотрудников, где каждый находится на своём месте и полностью этим удовлетворен, — это ли не мечта грамотного эйчара? С оценкой квалификации и компетенций для оптимального распределения должностей справится любое тестирование или другой вид аттестации. Но каким образом поощрять работников, чтобы ещё больше повысить их производительность?

Ответ на этот вопрос был найден известным российским социологом Владимиром Исааковичем Герчиковым — им была разработана специальная система определения мотивации. Согласно концепции, любой сотрудник принадлежит к одному из пяти типов, каждый из которых необходимо стимулировать вполне определённым способом. Также типы мотивации по Герчикову подробно описывают присущий работнику характер, его стремления и приоритеты в работе. В общем, если вас порой удивляет немного странное поведение вашего начальства в отношении коллег, познакомьтесь с этой методикой поближе — и вам сразу станет ясно, что ваш директор не чудит, а просто следует рекомендациям и разработкам данной концепции.

Типологическая модель мотивации В. И. Герчикова

Российский учёный посвятил последние годы своей жизни работе в НИУ ВШЭ, где вплоть до 2007 года занимался подробным изучением методов управления и мотивации персонала, опубликовав множество научных трудов в области «социального развития организации» — так в 80-е годы XX века называлось направление HR.

В качестве основы типов трудовой мотивации в модели Герчикова были взяты образы коллег, с которыми ученый долгое время работал на новосибирском заводе «Сиблитмаш». Свою деятельность в конструкторском бюро он успешно совмещал с организацией досуга простых рабочих: лыжными походами, разными кружками. Он досконально изучил жизнь коллектива на предприятии и вне его, провел анализ закономерности их поведения на досуге и в рабочей обстановке и определил, какие моменты побуждают рабочих на новые свершения.

Созданию типологической модели мотивации В. И. Герчикова предшествовала долгая и упорная работа в области промышленной социологии, и сегодня она является той базой, которая помогает руководителям выбрать грамотное стимулирование сотрудников, повышая тем самым производительность компании в целом. А тест ученого на мотивацию личности человека является актуальным рабочим инструментом опытных эйчаров.

Теория и концепция

Теория мотивации Герчикова по сути представляет собой систему из двух пересекающихся прямых, каждая из которых содержит два диаметральных направления:

  • линия мотивации включает в себя мотивацию достижения, при которой целью сотрудника являются материальные и нематериальные поощрения, и мотивацию избегания, когда работник просто старается избежать наказания за некачественную работу;

  • линия трудового поведения (ТП) по аналогии состоит из активной и пассивной составляющей.

Пересечение линий образует 4 области. Графики внутри отображают поведение определенного типа сотрудников на рабочем месте.

I четверть: мотивация достижения + активное ТП

У таких работников эффективность труда напрямую зависит от степени оправдания ожиданий.

II четверть: мотивация избегания + активное ТП

Здесь эффективность труда сотрудника искусственно ограничивается объёмом возложенной на него работы и способностью менеджера наказать его за некачественное выполнение или отказ.

III четверть: мотивация избегания + пассивное ТП

Без влияния лидера-агрессора такие работники выполняют строго установленный перечень обязанностей — никакой инициативы и ожиданий. Но если появляется представитель из IV области, он может поддаться его влиянию и вступить в конфликт с руководством (пунктирный график).

IV четверть: мотивация достижения + пассивное ТП

Тот самый лидер-агрессор, который проявляется в случае неудовлетворённости условиями работы или предложенной системой мотивации и саботирует деятельность компании, подбивая подверженных влиянию коллег на конфликт с системой.

Данная модель позволяет обосновать концепцию типов в теории мотивации Герчикова, которая описывает деление сотрудников на группы согласно их трудовому поведению и желаемым поощрениям.

Инструментальный тип

Яркие представители инструментального типа мотивации по Герчикову стремятся самостоятельно влиять на уровень своих доходов. Карьерный и профессиональный рост инструменталы используют как инструмент для заработка: «Будут платить больше? Согласен на повышение!» Единственно возможной мотивацией для сотрудников инструментального типа по теории мотивации Герчикова является денежное вознаграждение. За соответствующую дополнительную оплату он согласен положить себя на алтарь предприятия: трудиться сверхурочно, жертвовать выходными и даже сменить место проживания.

Профессиональный тип

Сотрудники, склонные к профессиональному типу мотивации по Герчикову, нацелены на максимально возможное развитие в профессиональном плане. Любое денежное вознаграждение ничтожно в сравнении с возможностью получать уникальный опыт или разрабатывать передовой проект. Возможность обучиться новому (неважно, очно или онлайн) — наиболее подходящая для них личностная и профессиональная мотивация по Герчикову. Ответственности не избегают, стремятся к всеобщему признанию высокого уровня их квалификации, работа должна приносить удовольствие.

Патриотический тип

Типичному работнику патриотического типа в концепции Герчикова жизненно необходимо, чтобы его уважали коллеги и ценило начальство. Профессиональный рост и денежная мотивация интересуют мало, а вот его должность должна быть солидной и престижной. Патриотический тип мотивации по Герчикову предполагает максимальную приверженность организации, поэтому главное, что требуется от руководителя, — это почаще говорить сотруднику о его незаменимости и поддерживать его чувство собственной важности.

Хозяйский тип

Постарайтесь найти для сотрудника хозяйского типа такую должность, где присутствие руководства будет сведено к минимуму — только в таких условиях вы добьётесь от него максимально эффективной деятельности. Сущность хозяйского типа трудовой мотивации заключается в нежелании подчиняться. «Я сам знаю, что мне делать и как делать, я один несу полную ответственность в случае провала». Управлять такими сотрудниками очень сложно, но к работе они относятся крайне добросовестно, причём даже к той, которая им не очень по душе. Неудивительно, что представители хозяйского типа мотивации по Герчикову часто уходят «с графика» в ИП или самозанятых.

Люмпенизированный тип

«Просто оставьте меня в покое!» — вот девиз люмпенизированного типа мотивации по Герчикову. Его ещё называют люмпенским или избегательным типом за стремление уклониться от обязанностей (если, конечно, за это не прилетит от начальства) и от работы в принципе. Сущность люмпенизированного типа трудовой мотивации заключается в полном отсутствии стремлений и желаний. Среди люмпенов редко встретишь экспертов или научных деятелей. Идеал для люмпенизированного типа сотрудника — максимально возможное безделье за символическую (но стабильную!) оплату.


Заключение

Руководитель, активно пользующийся теорией Герчикова, получает в результате не только заметный рост показателей труда своих работников, но и возможность грамотно нанимать и осуществлять кадровые перестановки внутри компании. Знание типов мотивации помогает формировать заведомо эффективные команды для новых проектов, а также оценивать возможный уровень приверженности организации и риска саботирования рабочего процесса для его своевременного предупреждения. Помогает эта информация и в организации обучения и развития персонала — кому повышение квалификации жизненно необходимо, а кто по отношению к любым формам обучения настроен резко негативно. Теория мотивации направлена на выявление скрытых лидеров и подводных камней в общении коллектива.

Кстати, определённый тип мотивации, которому в данный момент соответствует работник, — понятие непостоянное. Нередко случается так, что сотрудники меняют свои принципы и жизненные ценности. Вот почему следует регулярно перепроверять принадлежность персонала тому или иному типу. Если руководитель держит руку на пульсе любых изменений в своем коллективе и своевременно учитывает их, его организация категорически обречена на успех.



Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд

Разбираемся, что такое тихое увольнение (quiet quitting). Почему развивается это явление и как избежать тихого ухода сотрудников. Рассмотрим ключевые инструменты и методы мотивации и удержания персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд StartExam
18 минут
Оценка цифровых компетенций персонала

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Оценка цифровых компетенций персонала StartExam
13 минут
Ключевые этапы процесса онбординга

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Ключевые этапы процесса онбординга StartExam
15 минут
HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен

Разбираемся, что такое HR маркетинг. Какие цели и задачи он преследует. Рассмотрим ключевые инструменты и методы, примеры и руководство по внедрению при помощи современных подходов от StartExam.

HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен StartExam
16 минут
Управление конфликтами в команде

Разбираемся, как управлять конфликтами в команде. Возможно ли избежать конфликтов, причины и виды конфликтов в организации и методы их разрешения при помощи современных подходов и инструментов от StartExam.

Управление конфликтами в команде StartExam
18 минут
Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации?

Узнайте, как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации и сделать это эффективно. Современные методы и инструменты StartExam.

Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации? StartExam
19 минут
Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности

Узнайте, как оценка 360 градусов может помочь в разработке стратегии клиентоцентричности, улучшении взаимодействия с клиентами и мотивации сотрудников. Примеры эффективного использования обратной связи для усиления корпоративной культуры.

Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности StartExam
15 минут
Грейдирование и оценка персонала в IT

Грейдирование персонала в IT: как правильно классифицировать должности, оценивать сотрудников и построить мотивирующую систему управления карьерой. Примеры, технологии и рекомендации от экспертов в области HR

Грейдирование и оценка персонала в IT StartExam
18 минут
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram