В небольшой статье рассмотрим, что такое взаимозаменяемость персонала, для чего нужна эта методика, как её применение способствует получению большей прибыли и выходу предприятия в лидеры отрасли. Сначала определим способы сокращения затрат на персонал и итоги, к которым сокращение может привести.
На фоне развития конкуренции на рынке производства товаров и предоставления услуг владельцы предприятий ищут варианты снижения заработных плат персонала. Сделать это довольно сложно, в формировании оплаты труда имеет место эффект храповика. Экономический смысл эффекта в том, что движение в сторону повышения зарплаты происходит легче, чем в сторону её понижения.
Представители компаний вынуждены искать способы выхода из сложившегося положения при помощи сокращения льгот и гарантий, повышения длительности рабочего дня и интенсивности производственных процессов. Перечисленные меры сложно применить, так как в действие вступают пункты коллективных договоров, представители профсоюзов также встают на защиту работников. Появляется угроза потери ценных сотрудников, их переманивания другими компаниями.
Руководству компаний приходится искать подходящие варианты замены труда человека высокопроизводительной техникой. Решение может вызвать эффект замещения, то есть количество работников снизится, а выпуск продукции останется стабильным за счёт применения технических инноваций. В других случаях может проявиться эффект увеличения объемов выпуска товаров, выгодность производства повысится. На этом фоне может появиться необходимость в профессиональных кадрах, которые будут обслуживать сложное оборудование.
Многие руководители компаний используют в работе метод взаимозаменяемости сотрудников, не прибегая при этом к техническому переоснащению производства.
Что такое взаимозаменяемость персонала
Под термином взаимозаменяемости сотрудников подразумевается принцип работы, предполагающий овладение ими смежными профессиями. Процесс ротации сложный, требует от руководства понимания его целей, а также понимание возможностей работников.
Персонал необходимо обучить смежным навыкам, сделать это можно без отрыва от производства, а также направив работника на переобучение на специальные курсы. По окончании обучения для работы на новом месте сотрудникам выдаются допуски. Одновременно нужно правильно составить график отпусков, чтобы все направления деятельности были обеспечены персоналом. Для экстренных случаев прорабатывают схему аутсорсинга, по которой в случае необходимости персонал можно пригласить со стороны. Ротация может быть горизонтальной и вертикальной.
В первом случае местами меняются сотрудники, находящиеся на одном уровне в штатном расписании. Например, представители креативного и производственного отделов. Горизонтальная ротация в первую очередь требуется персоналу. Каждый работник может понять особенности работы коллег, увидеть проблемы и логику происходящего, тем самым повышая уровень своего труда.
Проблемой горизонтальных перемещений является потеря ответственности. К примеру, представитель рекламной службы, пересылая клиенту презентацию проекта, обещает его выполнение в сжатые сроки. Когда проект попадает к производственнику, он сообщает, что бюджет слишком мал для исполнения производственных задач, сроки также необходимо скорректировать. При отсутствии взаимодействия между сотрудниками клиент может уйти к конкурентам. Если производственник и рекламщик на время поменяются местами, то смогут осознать нюансы рабочего процесса на каждом месте.
Передовые компании уже давно освоили механизмы горизонтальной ротации. Они много дают персоналу: каждый менеджер знакомится со структурой компании не понаслышке, а изнутри, выполняя обязанности коллеги. Этим способом удается победить однобокость мышления, сплотить коллектив, привив понимание важности работы каждого сотрудника компании.
Вертикальная взаимозаменяемость предполагает переход сотрудников на места руководителей и наоборот. Крупные компании активно используют вертикальную замену персонала. Пять дней в году все сотрудники концерна General Motors работают на конвейере. В McDonald’s менеджеры и повара проходят стажировку на кухне, чтобы лучше понять детали работы поваров и кассиров.
Для чего нужна взаимозаменяемость
Перераспределение функций внутри рабочего коллектива способствует решению многих задач, среди них:
снижение финансовых и материальных рисков при отсутствии работников ключевых отделов;
появляется возможность грамотно и без ущерба персоналу перераспределить решение главных задач предприятия;
дополнительная квалификация работников способствует их развитию в профессии;
получается избежать конфликтов, так как персонал лучше узнаёт особенности других специальностей.
Необходимость в развитии сотрудников по новым направлениям возникает из-за увольнения работника или его болезни. Также ротация персонала выгодна в периоды отпусков.
Переход на новую должность часто бывает решением проблем человека, работавшего ранее на неподходящем ему месте. Развитие навыков в смежной профессии побуждает его заняться другим делом, как правило, он приносит гораздо больше пользы, если работа по душе.
Взаимозаменяемость требуется для стабилизации деятельности предприятия, представляющего собой единый механизм, в котором все детали исправны. Если ключевой менеджер выбыл на время из рабочего состояния, выполнение его обязанностей подхватят другие работники, которые заранее ознакомились с нюансами его деятельности.
Главный итог налаживания процесса взаимозаменяемости заключается в том, что каждый сотрудник начинает видеть себя незаменимой частью коллектива. У него появляется гордость за себя и за коллег, если их труд оплачивается достойно. Персонал узнаёт, как выполняются проекты, как распределяется бюджет, каким образом делят сферы ответственности, как правильно просчитывать сроки выполнения задач.
Ротация эффективна в сплочённом коллективе. Если сотрудники не ассоциируют себя с организацией, работают спустя рукава, не заботятся о рейтинге компании, взаимозаменяемость будет совершенно бесполезна. Сначала нужно решать вопросы корпоративной этики и отношений в коллективе, а затем переходить к ротации.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.