Взаимозаменяемость персонала

Время чтения: 7 минут
Дата публикации:
Взаимозаменяемость персонала
Поделиться:

Содержание статьи

В небольшой статье рассмотрим, что такое взаимозаменяемость персонала, для чего нужна эта методика, как её применение способствует получению большей прибыли и выходу предприятия в лидеры отрасли. Сначала определим способы сокращения затрат на персонал и итоги, к которым сокращение может привести.

На фоне развития конкуренции на рынке производства товаров и предоставления услуг владельцы предприятий ищут варианты снижения заработных плат персонала. Сделать это довольно сложно, в формировании оплаты труда имеет место эффект храповика. Экономический смысл эффекта в том, что движение в сторону повышения зарплаты происходит легче, чем в сторону её понижения.

Представители компаний вынуждены искать способы выхода из сложившегося положения при помощи сокращения льгот и гарантий, повышения длительности рабочего дня и интенсивности производственных процессов. Перечисленные меры сложно применить, так как в действие вступают пункты коллективных договоров, представители профсоюзов также встают на защиту работников. Появляется угроза потери ценных сотрудников, их переманивания другими компаниями.

Руководству компаний приходится искать подходящие варианты замены труда человека высокопроизводительной техникой. Решение может вызвать эффект замещения, то есть количество работников снизится, а выпуск продукции останется стабильным за счёт применения технических инноваций. В других случаях может проявиться эффект увеличения объемов выпуска товаров, выгодность производства повысится. На этом фоне может появиться необходимость в профессиональных кадрах, которые будут обслуживать сложное оборудование.

Многие руководители компаний используют в работе метод взаимозаменяемости сотрудников, не прибегая при этом к техническому переоснащению производства.

 

Что такое взаимозаменяемость персонала

Под термином взаимозаменяемости сотрудников подразумевается принцип работы, предполагающий овладение ими смежными профессиями. Процесс ротации сложный, требует от руководства понимания его целей, а также понимание возможностей работников.

Персонал необходимо обучить смежным навыкам, сделать это можно без отрыва от производства, а также направив работника на переобучение на специальные курсы. По окончании обучения для работы на новом месте сотрудникам выдаются допуски. Одновременно нужно правильно составить график отпусков, чтобы все направления деятельности были обеспечены персоналом. Для экстренных случаев прорабатывают схему аутсорсинга, по которой в случае необходимости персонал можно пригласить со стороны. Ротация может быть горизонтальной и вертикальной.

В первом случае местами меняются сотрудники, находящиеся на одном уровне в штатном расписании. Например, представители креативного и производственного отделов. Горизонтальная ротация в первую очередь требуется персоналу. Каждый работник может понять особенности работы коллег, увидеть проблемы и логику происходящего, тем самым повышая уровень своего труда.

Проблемой горизонтальных перемещений является потеря ответственности. К примеру, представитель рекламной службы, пересылая клиенту презентацию проекта, обещает его выполнение в сжатые сроки. Когда проект попадает к производственнику, он сообщает, что бюджет слишком мал для исполнения производственных задач, сроки также необходимо скорректировать. При отсутствии взаимодействия между сотрудниками клиент может уйти к конкурентам. Если производственник и рекламщик на время поменяются местами, то смогут осознать нюансы рабочего процесса на каждом месте.

Передовые компании уже давно освоили механизмы горизонтальной ротации. Они много дают персоналу: каждый менеджер знакомится со структурой компании не понаслышке, а изнутри, выполняя обязанности коллеги. Этим способом удается победить однобокость мышления, сплотить коллектив, привив понимание важности работы каждого сотрудника компании.

Вертикальная взаимозаменяемость предполагает переход сотрудников на места руководителей и наоборот. Крупные компании активно используют вертикальную замену персонала. Пять дней в году все сотрудники концерна General Motors работают на конвейере. В McDonald’s менеджеры и повара проходят стажировку на кухне, чтобы лучше понять детали работы поваров и кассиров.

 

Для чего нужна взаимозаменяемость

Перераспределение функций внутри рабочего коллектива способствует решению многих задач, среди них:

  • снижение финансовых и материальных рисков при отсутствии работников ключевых отделов;

  • появляется возможность грамотно и без ущерба персоналу перераспределить решение главных задач предприятия;

  • дополнительная квалификация работников способствует их развитию в профессии;

  • получается избежать конфликтов, так как персонал лучше узнаёт особенности других специальностей.

Необходимость в развитии сотрудников по новым направлениям возникает из-за увольнения работника или его болезни. Также ротация персонала выгодна в периоды отпусков.

Переход на новую должность часто бывает решением проблем человека, работавшего ранее на неподходящем ему месте. Развитие навыков в смежной профессии побуждает его заняться другим делом, как правило, он приносит гораздо больше пользы, если работа по душе.

Взаимозаменяемость требуется для стабилизации деятельности предприятия, представляющего собой единый механизм, в котором все детали исправны. Если ключевой менеджер выбыл на время из рабочего состояния, выполнение его обязанностей подхватят другие работники, которые заранее ознакомились с нюансами его деятельности.

Главный итог налаживания процесса взаимозаменяемости заключается в том, что каждый сотрудник начинает видеть себя незаменимой частью коллектива. У него появляется гордость за себя и за коллег, если их труд оплачивается достойно. Персонал узнаёт, как выполняются проекты, как распределяется бюджет, каким образом делят сферы ответственности, как правильно просчитывать сроки выполнения задач.

Ротация эффективна в сплочённом коллективе. Если сотрудники не ассоциируют себя с организацией, работают спустя рукава, не заботятся о рейтинге компании, взаимозаменяемость будет совершенно бесполезна. Сначала нужно решать вопросы корпоративной этики и отношений в коллективе, а затем переходить к ротации.


Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд

Разбираемся, что такое тихое увольнение (quiet quitting). Почему развивается это явление и как избежать тихого ухода сотрудников. Рассмотрим ключевые инструменты и методы мотивации и удержания персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд StartExam
18 минут
Оценка цифровых компетенций персонала

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Оценка цифровых компетенций персонала StartExam
13 минут
Ключевые этапы процесса онбординга

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Ключевые этапы процесса онбординга StartExam
15 минут
HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен

Разбираемся, что такое HR маркетинг. Какие цели и задачи он преследует. Рассмотрим ключевые инструменты и методы, примеры и руководство по внедрению при помощи современных подходов от StartExam.

HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен StartExam
16 минут
Управление конфликтами в команде

Разбираемся, как управлять конфликтами в команде. Возможно ли избежать конфликтов, причины и виды конфликтов в организации и методы их разрешения при помощи современных подходов и инструментов от StartExam.

Управление конфликтами в команде StartExam
18 минут
Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации?

Узнайте, как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации и сделать это эффективно. Современные методы и инструменты StartExam.

Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации? StartExam
19 минут
Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности

Узнайте, как оценка 360 градусов может помочь в разработке стратегии клиентоцентричности, улучшении взаимодействия с клиентами и мотивации сотрудников. Примеры эффективного использования обратной связи для усиления корпоративной культуры.

Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности StartExam
15 минут
Грейдирование и оценка персонала в IT

Грейдирование персонала в IT: как правильно классифицировать должности, оценивать сотрудников и построить мотивирующую систему управления карьерой. Примеры, технологии и рекомендации от экспертов в области HR

Грейдирование и оценка персонала в IT StartExam
18 минут
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram