Автоматизируйте проверку знаний и настройте любую логику тестирования
Используйте готовые тесты от наших экспертов для быстрого запуска
Автоматизируйте оценку по компетенциям и определите зоны роста сотрудников
Начните системную работу с талантами: измеряйте результативность и оценивайте потенциал
Повышайте кадровую защищённость: роли, профили и комплексная оценка
Управляйте развитием сотрудников и автоматизируйте работу с ИПР
Запустите обучение сотрудников и сделайте его частью HR-системы
Повышайте вовлеченность сотрудников и улучшайте HR-бренд
Ускорьте оценку кандидатов при массовом найме
Экономьте до 70% времени на отборе кандидатов
Определите зоны развития для сотрудников
Отбирайте настоящие таланты — честно и непредвзято
Оценивайте прогресс обучения и качество образовательных программ
Оцените качество взаимодействия внутри команды
Внедрите культуру развивающей обратной связи в компании
Реальные истории внедрения StartExam в бизнесе и образовательных проектах
Материалы о лучших практиках, ключевых инструментах и новых трендах
Бесплатные чек-листы, инструкции и шаблоны для работы с командой
Новости StartExam и HR-рынка, анонсы событий и обновлений платформы
«НЕ ВОРК» — подкаст о том, как работать с людьми по-человечески
Как вы думаете, сколько перспективных специалистов остаются в тени, пока компания ищет эффективных управленцев на стороне — «с дипломом MBA и релевантными записями в трудовой»? Точную цифру назвать сложно, но последствия такого подхода известны — каждый четвертый сотрудник считает своего руководителя слабым лидером, и это негативно сказывается на продуктивности всей команды.
В статье рассмотрим, как проявляются истинные лидерские качества личности, с помощью каких инструментов их можно оценить и почему развивать внутренние таланты зачастую гораздо выгоднее, чем вкладываться в поиск внешнего готового кандидата.
Лидерство — это искусство вдохновлять других людей и направлять их к достижению общей цели. Речь не о формальном управлении — не каждый руководитель способен вести за собой команду. Да, начальник может влиять на сотрудников, отдавать приказы, но его будут слушать не по доброй воле, а из-за страха перед санкциями.
С истинным лидером всё иначе. За ним идут по внутреннему убеждению — потому что верят в его идеи и разделяют ценности. Авторитет этого человека строится на сильной экспертизе, личных характеристиках и конкретных поступках: лидер первым берется за сложные задачи, признает ошибки и защищает интересы сотрудников.
Группа качеств
Компетенции
Индикаторы
Личная эффективность и зрелость
Эмоциональный интеллект, проактивность, ответственность, стрессоустойчивость, обучаемость
– не ищет виноватых, а анализирует ошибки и предлагает решения;
– сохраняет спокойствие и ясность мысли в условиях цейтнота и неопределенности;
– ищет возможности для роста, не дожидаясь указаний сверху
Коммуникация и влияние
Убедительность, активное слушание, умение давать конструктивную обратную связь, эмпатия
– коллеги приходят к нему за советом и прислушиваются к его мнению;
– говорит просто о сложном, адаптирует сообщение под аудиторию;
– умеет управлять конфликтами, не подавлять, а переводить их в конструктивное русло
Стратегическое и системное мышление
Видение картины в целом, анализ рисков, расстановка приоритетов, бизнес-мышление
– осознает последствия решений не только для своего отдела, но и для смежных;
– предлагает улучшения процессов, а не просто точечные действия;
– задает вопросы «А что, если?» и «Почему мы делаем это именно так?»
Командная эффективность и развитие других сотрудников
Делегирование, наставничество, развитие талантов, разделение успеха, формирование доверительных отношений
– открыто делится опытом с коллегами;
– не приписывает все успехи себе, признает и отмечает вклад команды;
– создает психологически безопасную атмосферу, где люди не боятся высказывать идеи
Страховку от риска ухода ключевых сотрудников. Увольнение одного менеджера не парализует работу всего направления, если в компании есть кадровый резерв и сеть неформальных лидеров. Даже самые сложные периоды команда переживет с минимальными потерями.
Прямую экономическую выгоду. Вырастить руководителя внутри компании дешевле, чем нанимать со стороны: не нужно платить рекрутерам, предлагать заоблачный оклад и месяцами вводить в курс дела. Свой сотрудник уже живет ценностями компании, знает ключевые особенности бизнеса и практически сразу может включиться в рабочий процесс.
Повышение лояльности персонала. Когда сотрудники видят реальные карьерные возможности внутри организации, они реже просматривают вакансии. История коллеги, который прошел путь от стажера до руководителя, становится лучшей мотивацией остаться в команде. Такая привязанность формируется естественно и надолго.
Гибкость и готовность к изменениям. Свои лидеры быстрее реагируют на вызовы рынка, потому что глубоко понимают специфику бизнеса. Они не тратят много времени на погружение в контекст и сразу предлагают рабочие решения. Это позволяет компании оперативно адаптировать стратегию и оставаться на шаг впереди конкурентов.
Лидеры есть в каждом коллективе, но далеко не все они занимают руководящие должности. «Тихие» лидеры могут годами оставаться в тени, хотя именно они негласно координируют команды, генерируют идеи и берут на себя ответственность в кризисных ситуациях.
Чтобы таких людей не упустить, важно оценивать всех сотрудников, а не только топ-менеджеров. И лучше делать это системно — через многоуровневую диагностику: сначала запустить широкий скрининг, а затем уже переходить к углубленному анализу.
Изучение цифрового следа. Проанализируйте общение в корпоративном чате. Обратите внимание, кто организует обсуждения, предлагает пути выхода из спорных ситуаций и чаще других откликается на просьбы коллег. Такая активность — яркое проявление неформального лидерства.
Анализ вовлеченности в проекты. Посмотрите, кого привлекают к решению сложных задач вне их зоны ответственности. Если сотрудника регулярно зовут на мозговые штурмы, просят прокомментировать чужой проект или сделать финальный вердикт — это сигнал о том, что команда уже признала его авторитет.
Выявление неформальных связей. Спросите у сотрудников, кто в команде помогает им решать сложные задачи, и чьи профессиональные советы они особенно ценят. Повторяющиеся имена в ответах покажут, кому коллектив доверяет по-настоящему.
Оценка «360 градусов». Суть этого метода в том, чтобы получить разностороннюю обратную связь о компетенциях сотрудников. Каждый специалист оценивается руководителем, коллегами и подчиненными (при наличии). Ключевой элемент — самооценка по тем же критериям.
Примеры компетенций: Умение мотивировать команду. Навыки стратегического планирования. Эффективность коммуникации. Готовность развивать коллег. Управление конфликтными ситуациями. Ответственность за результаты. Адаптивность к изменениям. Организационные навыки.
Примеры компетенций:
По результатам опроса можно увидеть разрыв между самооценкой сотрудника и мнением коллег. Если все в команде единогласно отмечают лидерские качества специалиста, а сам он их не замечает, это указывает на скрытый потенциал, с которым нужно работать.
Психометрические тесты. Используются как вспомогательный инструмент для диагностики лидерского потенциала:
Наблюдение в рабочей среде. Этот метод позволяет оценить лидерский потенциал в действии: как сотрудник ведет себя на планерках, в проектах и неформальном общении с коллегами.
Глубинное интервью по компетенциям. Проходит в форме доверительной беседы с сотрудником в течение 1,5–2,5 часов. Это оптимальное время для того, чтобы установить контакт, спросить о важном, получить максимально честные ответы и составить подробный отчет по итогам. Вопросы можно построить по модели STAR:
Центры оценки (Assessment Center). Наиболее точный, но сложный в организации инструмент для определения управленческих компетенций и лидерского потенциала сотрудников. В ходе ассессмента участники решают реальные бизнес-задачи в условиях, близких к рабочим. А наблюдатели смотрят, как они общаются с командой, принимают решения в стрессовых ситуациях и берут на себя ответственность за результат.
Оценка — это только начало пути. Данные, полученные по ее итогам, должны лечь в основу программ кадрового резерва — групповой подготовки сотрудников, обладающих высоким лидерским потенциалом, и индивидуальных программ развития (ИПР) — персональных планов роста. Какие мероприятия в них можно включить:
Сроки реализации программы кадрового резерва и ИПР зависят от сложности целей и формата мероприятий. Точечные навыки можно развить за 3–6 месяцев, управленческие компетенции — за 6–12 месяцев, на комплексную подготовку к руководящим ролям уйдет 12–18 месяцев. В любом случае эффективность принятых мер периодически нужно оценивать, чтобы понимать, окупаются ли вложения в развитие специалистов, и какие корректировки нужно внести в содержание программ.
Направления для оценки эффективности ИПР: Прогресс в компетенциях. Сравнение результатов оценок до и после программы. Например, рост баллов в оценке 360° по целевым навыкам. Применение навыков на практике. Наблюдение за поведенческими изменениями в работе: как сотрудник проводит совещания, распределяет задачи, решает конфликты. Влияние на бизнес-метрики. Анализ KPI подразделения, показателей вовлеченности команды, результатов реализованных проектов. Карьерный рост. Фактические назначения на руководящие позиции, расширение зоны ответственности. Обратная связь от окружения. Отзывы коллег, подчиненных и руководителя об изменениях в работе сотрудника. Личная эффективность. Улучшение рабочих показателей самого сотрудника: выполнение планов, качество и скорость решения задач.
Направления для оценки эффективности ИПР:
Присмотритесь к своим сотрудникам — среди них точно есть лидеры. Одни ведут за собой энергично, другие — почти незаметно. Но все они, так или иначе, влияют на коллектив. Ваша задача — помочь каждому раскрыться, чтобы их потенциал работал на общий успех.
Начните с оценки — результаты помогут вам выявить скрытые таланты. Затем переходите к активным действиям — развитию лидерских навыков и качеств. Это надежнее и выгоднее, чем искать кандидатов со стороны. Вы получите лояльную команду, сэкономите на адаптации и создадите устойчивую систему управления.
Никакого спама — только полезные материалы по оценке и развитию персонала
Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam
Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.
Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой
Сделайте непрерывное развитие сотрудников конкурентным преимуществом своей компании
Обзор методов + 10 правил, которые помогут сформировать позитивную атмосферу в коллективе
И какие риски нужно учитывать при использовании AI-решений
Раскройте потенциал своей команды
Не спешите увольнять работника. Причины отказа могут быть разные.
Суть метода, примеры формулировок целей для разных проектов и разбор типичных ошибок
Разбираемся в причинах и ищем законные пути выхода из ситуации. Отдых — это важно!
Изменить задачи или попрощаться? И если уволить, то как сделать это без последствий для компании?
Пошаговая инструкция для HR-специалистов и руководителей + образец приказа для скачивания
Только важное: причины, стадии развития, диагностика и профилактика
И что делать, если работник не согласен с содержанием документа
У каждого специалиста в вашей команде есть свои таланты — их нужно только разглядеть
Нанять новичка, чтобы сэкономить, — классическая бизнес-ловушка. Рассказываем, почему.
Методы, которые помогут понять, на что реально способны сотрудники
Лучшие сотрудники уходят без объяснений? Возможно, дело не в зарплате, а в токсичной среде.
Рассказываем, что отличает грамотного управленца от посредственного менеджера.
Инструменты, которые помогут раскрыть потенциал команды и превратить скрытые таланты в рабочие суперсилы.
Разбираем на примерах, что входит в оргструктуру предприятия и как ее правильно выстроить.
Узнайте, как внедрить оценку 360 без сопротивления и скрытого саботажа — 10 проверенных шагов, от целей и пилота до интеграции и анализа.
Гибридная работа — новый стандарт для российских компаний, но не для всех. Читайте, почему 44% сотрудников выбирают гибрид, как это влияет на лояльность и вовлечённость, и к чему готовиться HR.