Рассказываем о том, как устроена программа стажировок в одной из крупнейших e-commerce компаний России.
О компании: Ozon — ведущая e-commerce платформа в России. В компании работает больше 40 тысяч человек.
Ozon Camp — это программа оплачиваемых стажировок в московском офисе Ozon по 6 направлениям: аналитика, финансы, маркетинг, коммерция, продакт- и проджект-менеджмент.
Зачем Ozon стажировки?
Ozon — одна из крупнейших компаний России, в которой работают десятки тысяч людей. Кроме того, в ней уже существует несколько продуктовых параллелей — помимо маркетплейса, это финтех, доставка продуктов, путешествия и другие направления.
Всё это создаёт большое количество рабочих мест, в том числе на позиции уровня junior. А один из самых эффективных способов их наполнить — проводить стажировки.
Стажировки — это не только поиск необходимых кандидатов, которые впишутся в культурный код компании. Это ещё и подспорье для бренда работодателя, а также способ вести внешний кадровый резерв.
Отдельные программы стажировок есть в Ozon Tech (здесь она называется Route Start и захватывает всё, что касается разработки) и Ozon Fintech. В центральной же компании начинали с набора 30-50 стажёров в год, а в 2021-м переосмыслили проект, назвали его Ozon Camp и стали централизованно выводить больше сотни будущих специалистов в год. С тех пор стажировка закрывает большинство «джуновских» вакансий.
В течение полугода ребята набираются опыта и прокачивают навыки. А дальше многие растут даже в тимлиды. У нас есть разные кейсы, например, когда бывший стажёр за полтора года вырастал до руководителя направления в сорок человек.
2 волны, 5 этапов, выход на работу: как устроен Ozon Camp
Сегодня отбор в Ozon Camp проходит в две волны: в декабре и июле. Это самые удобные месяцы для студентов — кто-то заканчивает диплом, а у кого-то начинаются каникулы. Каждая волна состоит из 5 этапов:
-
Скрининг резюме. На этом этапе смотрят, на каком курсе обучается кандидат, и на его возможности в плане графика. Стажировка — полноценная работа с первых дней, и вкладываться в неё нужно полностью.
Вуз, специализация и успеваемость для компании не важны, потому что дальнейший отбор заточен на компетенции. Скрининг проходят ~70% человек.
-
Тестирование навыков. Прошедшие скрининг получают приглашения на тестирование — зарегистрироваться можно в 1-3 направлениях. В каждом направлении — свои уникальные задания и их высокая вариативность. Тестирование помогает отсеить еще 70-85% претендентов. Именно на этом этапе в Ozon Camp используют StartExam, об этом мы расскажем чуть ниже.
-
Бизнес-игра. Третий этап проходит в офисе при участии асессоров. Участников приглашают на бизнес-игру, каждый день набирается до 7 команд по 10 человек. Их делят по направлениям и дают решать командные кейсы под наблюдением 2 асессоров.
Сами кейсы — это приближенная к реальности задача, например: «Тебе пришло письмо от руководителя: “У нас есть гениальная идея запустить Ozon на Бали, у тебя есть 2 часа — подготовь сводку по конкурентам, какой прайс поставим”» — и т. п. Участники сами распределяют задачи: становится заметно, кто лидирует процесс, кто выступает как менеджер, кто как аналитик. Оценки им ставятся по модели компетенций компании.
С бизнес-игрой успешно справляются примерно две трети ребят.
-
Онлайн-собеседование с HR. На четвёртом этапе финалисты проводят созвон с HR на 15-20 минут, на котором у них уточняют, чем они хотят заниматься, их дальнейшую мотивацию. Так из оставшегося пула кандидатов остаётся всего 20-30%.
-
Знакомство с командой и руководителем. После этого лидеров рейтинга (в нём учитываются все этапы) распределяют по командам. Последний этап отбора — созвон с будущим руководителем, на котором важно попасть в запросы как бизнеса, так и новоиспечённого стажёра.
Главные KPI команды Ozon Camp — закрываемость вакансий и завершение волны в срок.
Сейчас через Ozon Camp проходит около 6 тысяч человек в каждую волну. Второй этап отбора — тестирование. Он призван отсечь максимально возможное число нерелевантных заявок после скрининга. Чтобы автоматизировать этот процесс, в Ozon Camp искали платформу и решили использовать StartExam.
Как StartExam помогает Ozon Camp проводить тестирование
При выборе решения Ozon Camp было важно минимизировать участие человека в проверке тестов. Важным критерием также была надёжность, поскольку 5 тысяч человек должны были пройти от 2 до 4 тестирований каждый — и всё это буквально за несколько дней.
У команды стажировок уже была база вопросов — в StartExam их можно было импортировать буквально в несколько кликов. Быстро были созданы брендированные центры тестирования и отправлены первые 100 пробных писем.
После этого тесты «раскатили» на всех участников. В Ozon Camp особенно оценили отзывчивость и стабильность системы.
Особенно полезным для Ozon Camp оказался отчёт по качеству заданий, который анализирует вопросы по 13 критериям. Например, команда стажировок может увидеть задания, которые были составлены не очень удачно — так, что даже участники из топа рейтинга решают их неправильно. Это позволяет быстро улучшать качество заданий, придумывать новые и перерабатывать старые.
Итоги
Быстро сужая воронку уже на втором этапе отбора, в Ozon Camp экономят человеческие ресурсы и оставляют на очные этапы лучших претендентов. В компании довольны StartExam и планируют использовать систему и в следующие волны.
Мне суперкомфортно работать и с менеджерами StartExam, и с вашей поддержкой.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.