Белл-ланкастерская система взаимного обучения персонала

Белл-ланкастерская система взаимного обучения персонала
Поделиться:

Содержание статьи

Бездумная зубрежка, беспрекословный авторитет обучающего, отрицательная мотивация за недостаточный уровень восприятия информации — вот они, прелести классического подхода, причём как в обычной школе, так и в корпоративном обучении. В противовес этому выступает принцип взаимного обучения, озвученный английскими просветителями ещё в конце 18 века.

Давайте узнаем, почему белл-ланкастерская система заслужила такую популярность среди обывателей и как «древняя» методика 18 века пустила прочные корни в современном бизнесе.

Суть системы

Англичанин Эндрю Белл во время своего длительного пребывания в Индии заметил, как дети постарше учат малышей алфавиту, и всесторонне развил тему. Вернувшись домой, священник опубликовал доклад, в котором сформулировал основные идеи взаимного обучения. Этот труд так воодушевил педагога Джозефа Ланкастера, что он тут же принялся повсеместно внедрять его в попытках обучить как можно больше бедняков: сначала в родной Англии, а потом и по всей Европе.

Данная система обучения получила название белл-ланкастерской или мангеймской. Смысл белл-ланкастерской системы обучения заключался в том, что более взрослые и талантливые ученики обучали младших, закрепляя тем самым свои знания, а учитель лишь контролировал процесс. Это позволяло в кратчайшие сроки обучать великое множество учеников и при этом солидно экономить бюджет.

Более успешные дети награждались грамотами в торжественной обстановке (как происходит и сейчас) и заносились в список потенциальных кандидатов в наставники (кадровый резерв?).

Применение белл-ланкастерской системы в обучении персонала

Продвинутые руководители и их верные эйчары находят активное применение белл-ланкастерской системы в области корпоративного обучения.

  • Проведение внутри компании семинаров, где более опытные и компетентные работники могут передать имеющиеся знания и умения своим коллегам. Получается своего рода cross-skilling, одновременно обеспечивающий развитие культуры обмена ключевой информацией и рост образованности персонала.

  • Создание внутрикорпоративной обучающей программы, где более квалифицированные сотрудники выступают наставниками менее опытных коллег. Это серьёзно экономит бюджет компании на обучение персонала, укрепляет коммуникативные навыки работников и заметно повышает мотивацию и тех, и других.

  • Стимуляция лидерских качеств «ветеранов», согласившихся взять под крыло молодняк. Здесь есть два варианта: наставничество (т.е. непосредственное общение с обучающимися) или руководство обучающим проектом (управление процессом обучения и всестороннего развития группы сотрудников).

  • Дополнительная мотивация — наставники чувствуют свою важность и неоценимый вклад в общее дело развития компании, а обучающиеся видят, каких высот они могут достичь, на примере своего учителя.

  • Развитие коммуникативных навыков между работниками обеспечивается частым общением внутри рабочего коллектива в рамках процесса обучения. Это помогает сотрудникам лучше узнать друг друга и быстрее сработаться, а, возможно, и подружиться.

Эту систему взяли за основу и успешно использовали для обучения и всестороннего развития своих сотрудников такие бизнес-мастодонты, как General Electric, Xerox и IBM.


Преимущества и недостатки

Внимательно рассмотрев суть и основные принципы данной методики и применив их к обучению персонала, можно перечислить преимущества и недостатки белл-ланкастерской системы в отношении корпоративного обучения.

Преимущества

1. Экономия бюджета

Не нужно оплачивать услуги сторонних коучей — гораздо проще выписать премию за наставничество конкретному сотруднику.

2. Развитие персональной и коллективной ответственности

Ученик отвечает за личные успехи перед наставником и всей компанией, а учитель отвечает и за свои производственные показатели (на которые наставничество никак не должно влиять), и за успехи обучающихся у него коллег.

3. Усиление лидерских качеств

Учитель должен постоянно держать внимание ученика, делать так, чтобы его слушали и перенимали знания и навыки, да ещё и не забывать о контроле. Всё это невозможно без сильного лидерского начала.

4. Развитие партнёрских отношений

Двустороннее обучение, все участники которого максимально вовлечены в процесс, а также их относительно равное положение в компании стимулируют эмоциональное развитие сотрудников внутри коллектива и стирают условные границы между наставником и его подопечным.

5. Уверенность в себе

Допустить ошибку перед руководством гораздо страшнее, чем перед коллегой-наставником. К тому же, всегда можно попросить совета и помощи у обучающихся вместе с ним коллег — и найти выход сообща, причём никто за это наказывать не собирается. Спокойная обстановка и возможность «попросить помощи зала» способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Недостатки

1. Некомпетентность наставников

В рамках своей должности опытный сотрудник знает всё и даже больше, умело это применяет, за что его ценит и любит начальство. Но есть серьёзная проблема: он не может нормально объяснить, т.е. качественно передать системные знания. Согласны, при приёме на работу в перечне его компетенций методика преподавания указана не была, и постепенно он научится этому, но потребуется определённое время. А сначала переданные знания будут хаотичными, бессистемными и весьма сомнительного качества, в отличие от чётких и грамотных обучающих программ внешних компаний.

2. Отсутствие желания обучать и выгорание

Что делать, если обучающиеся не усваивают знания? А если они мешают процессу обучения? Кстати, может быть, наставнику и вовсе не хочется обучать — он мечтает поскорее уйти в свой отдел и поработать там в одиночку (ибо интроверт и до кучи — социопат). Но приказы руководства не обсуждаются, даже если «учитель» на грани выгорания и ему не хватает времени на собственные обязанности.

3. Только базовые знания

Как бы ни был хорош линейный сотрудник, знания управленца ему недоступны (пока!). И обучить такой работник может лишь ограниченному набору знаний и умений. Он не сможет научить коллегу делать что-то сверх его компетенций и повысить его квалификацию до следующего уровня — только в пределах своих знаний.

4. Отсутствие контроля

Некоторые руководители настолько доверяют наставничеству, что полностью полагаются на опыт «ветерана» и не заботятся о проверке усвоения новых знаний менее опытным сотрудником. А ведь проблемы могут возникнуть на любом этапе, и разрешить их сможет лишь компетентный менеджер, которого рядом не окажется. Снежный ком ошибок будет нарастать, в результате чего пострадают производственные показатели всей компании.


Как построить P2P-обучение в компании

Система Белла-Ланкастера и принцип взаимного обучения послужили основой для создания её особого бизнес-формата Р2Р или «peer to peer» (пер. с англ. — от равного к равному).

Разновидности обучения Р2Р

1. Наставничество

В процессе двустороннего обучения каждый участник играет две роли: и стажёра, и наставника. Ученик получает новые знания и умения, учитель посредством вопросов стажёра видит упущенные недочёты и исправляет их.

2. Общие проекты

Работники объединяются в команду для решения общей проблемы, делятся своими идеями, дополняют и раскрывают идеи других, проводят брейн-штормы.

3. Обратная связь

Линейные сотрудники одного уровня делятся друг с другом результатами проделанной работы и указывают на найденные недочёты коллег (как проверка самостоятельной у соседа в школе).

4. Баддинг

Наставничество без функции обучения, направленное на помощь новичку быстрее влиться в коллектив и почувствовать себя на своём месте. Бадди называют эдакого старшего приятеля, который знакомит со всеми нюансами новой работы и помогает быстрее достичь высоких производственных показателей.

Чтобы грамотно организовать компании обучение P2P, нужно пройти всего несколько шагов.

  1. Формирование целей. К примеру, сократить период адаптации с нескольких месяцев до пары недель (но руководители, которые могли бы быстрее обучить новичков, заняты).

  2. Назначение руководителя обучающего проекта. В его компетенции — оргвопросы, составление учебного плана и контроль процесса (анализ обратной связи и результативности).

  3. Комплектация группы наставников и их мотивация. Важно не только найти компетентных специалистов и просто приказать им обучать новичков, но грамотно подготовить их: озвучить видимую пользу и простимулировать желание обучать. Мотивация может носить любой характер: от премиальных до возможности организации личного проекта (если он хорошо проявит себя как наставник). Только в этом случае они будут заинтересованы в успешном результате и полностью вовлечены в процесс.

  4. Анализ результата. Промежуточные анкеты и опросы позволяют выявить уровень вовлечённости персонала, возникающие трудности, нехватку каких-либо знаний. Это позволит исправить все недочёты и отладить систему обучения.

Для оценки результатов можно использовать одну из самых популярных методик — модель Киркпатрика, которая подробно опишет уровень восприятия информации, реакцию на сам процесс и способность применить полученный багаж знаний на практике.


Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд

Разбираемся, что такое тихое увольнение (quiet quitting). Почему развивается это явление и как избежать тихого ухода сотрудников. Рассмотрим ключевые инструменты и методы мотивации и удержания персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд StartExam
18 минут
Оценка цифровых компетенций персонала

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Оценка цифровых компетенций персонала StartExam
13 минут
Ключевые этапы процесса онбординга

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Ключевые этапы процесса онбординга StartExam
15 минут
HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен

Разбираемся, что такое HR маркетинг. Какие цели и задачи он преследует. Рассмотрим ключевые инструменты и методы, примеры и руководство по внедрению при помощи современных подходов от StartExam.

HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен StartExam
16 минут
Управление конфликтами в команде

Разбираемся, как управлять конфликтами в команде. Возможно ли избежать конфликтов, причины и виды конфликтов в организации и методы их разрешения при помощи современных подходов и инструментов от StartExam.

Управление конфликтами в команде StartExam
18 минут
Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации?

Узнайте, как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации и сделать это эффективно. Современные методы и инструменты StartExam.

Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации? StartExam
19 минут
Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности

Узнайте, как оценка 360 градусов может помочь в разработке стратегии клиентоцентричности, улучшении взаимодействия с клиентами и мотивации сотрудников. Примеры эффективного использования обратной связи для усиления корпоративной культуры.

Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности StartExam
15 минут
Грейдирование и оценка персонала в IT

Грейдирование персонала в IT: как правильно классифицировать должности, оценивать сотрудников и построить мотивирующую систему управления карьерой. Примеры, технологии и рекомендации от экспертов в области HR

Грейдирование и оценка персонала в IT StartExam
18 минут
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram