Система дистанционного обучения (СДО) — это электронный сервис, который позволяет проводить обучение сотрудников удалённо, то есть без необходимости организовывать личную встречу или даже проводить обучающие мероприятия в формате онлайн.
Существует серверная и облачная версия платформы. В первом случае программа функционирует автономно на собственном сервере компании. Такой вариант подходит для учреждений с повышенными требованиями к безопасности, у которых есть свой штат IT-специалистов. Во втором случае система работает через Интернет. Ничего устанавливать не надо. За обслуживание отвечает поставщик услуги. Этот вариант уместен, когда нужно быстро запустить образовательный проект.
Что такое СДО?
СДО или система дистанционного обучения — незаменимый инструмент менеджмента для прогрессивных организаций, поскольку он позволяет:
-
создать единую базу данных, где будут храниться инструкции, нормативные акты, шаблоны документов и т. д., касающиеся деятельности предприятия. Персонал сможет в любой момент найти здесь нужную для выполнения задачи информацию, благодаря чему удастся избежать ошибок и проволочек в работе;
-
автоматизировать адаптацию новичков и сократить её срок. После получения доступа к системе новый работник самостоятельно проходит обучение и сдаёт тесты. Руководителю остаётся только просмотреть результаты и принять решение, взять этого специалиста в команду или нет;
-
получить информацию об уровне знаний постоянных сотрудников. Тестирование покажет, в какой теме подчинённые хорошо разбираются, а в какой — не очень.
Корпоративное дистанционное обучение может основываться только на одной СДО, когда учащиеся сами выбирают время и место прохождения курса (смотреть видеоролики и отвечать на тесты можно хоть в дороге). Но при желании СДО можно комбинировать и с другими технологиями обучения, например, периодически проводить вебинары для всей учебной группы.
Принципы системы дистанционного обучения персонала
Получить хорошие результаты возможно только при соблюдении следующих принципов системы дистанционного обучения:
научности и объективности (материал должен соответствовать действительности и быть применимым к практическим заданиям);
последовательности и систематичности (информацию следует подавать в структурированном виде от более простой к сложной с учётом логичного порядка тем);
простоты (процесс обучения принесёт больший эффект, если программа будет иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс);
доступности (необходимо удостовериться, что образовательные тексты, аудио и видео могут быть переданы в любую точку земного шара и воспроизведены на любом устройстве);
регламентирования (следует устанавливать временные рамки для прохождения курса и тестирования);
информационной безопасности (во избежание утечки данных к конкурентам доступ к СДО должен предоставляться только после авторизации работника).
Хорошо, если СДО имеет широкий функционал (например, встроенные способы связи или геймификацию), качественную техническую поддержку и функцию брендирования интерфейса (фирменные цвета и логотипы компании на страницах системы поднимут авторитет организации, а также корпоративный дух и мотивацию сотрудников).
Компоненты СДО
Компоненты системы дистанционного обучения делятся на 3 группы:
-
управление учебным процессом;
-
разработку курсов;
-
инструменты коммуникации с другими участниками учебного процесса.
На элементы первого блока возлагаются такие задачи:
-
регистрация новых пользователей (учащихся, администратора, руководителя) и управление их аккаунтами;
-
определение компетенций;
-
обеспечение возможности подачи материала и тестирования;
-
формирование и выдача полученных результатов (с опцией их сравнительного анализа).
Второй блок включает в себя инструментарий по:
-
созданию базы данных;
-
загрузке книг, методических и учебных пособий, компьютерных презентаций, звукозаписей, видеофильмов и т. д.;
-
составлению программ обучения и курсов;
-
проведению вебинаров и видеоконференций;
-
разработке формы тестов.
Основными частями третьего блока являются:
-
личный кабинет;
-
чат с преподавателем;
-
связь с тренером по аудио или видео;
-
опросы;
-
форум;
-
блог;
-
новостная лента;
-
функция проставления лайков и/или дизлайков.
Оценка знаний в системе дистанционного обучения
Одной из задач СДО является создание онлайн-тестов как для новых, так и для уже работающих сотрудников. Обычно для каждой должности разрабатывается свой комплекс заданий. Ответы проверяются автоматически. Оценка теоретических знаний в системе дистанционного обучения осуществляется по 100-балльной шкале. Затем формируется полный отчёт, после ознакомления с которым руководитель выделяет сильные и слабые стороны как отдельного подчинённого, так и коллектива в целом.
Оценивание руководителем компетенций сотрудника, то есть определение степени соответствия его знаний, умений и навыков занимаемой им должности, ускоряет подбор персонала, снижает текучесть кадров на испытательном сроке, повышает продуктивность компании и способствует её развитию.
Различие традиционной и дистанционной систем
Традиционная форма обучения подразумевает передачу преподавателем учащимся знаний вживую, дистанционная же для этого задействует телекоммуникационные технологии (непосредственный контакт педагога и обучаемых отсутствует). В этом и заключается основное различие традиционной и дистанционной систем обучения.
Фронтальное обучение даёт возможность объяснить большой объём информации сразу широкой аудитории. При этом можно обойтись без рисунков, графиков, видео и прочих вспомогательных материалов. Обучать персонал таким образом несложно, но эффективность подобного способа уступает дистанционному варианту. Традиционный формат обучения не учитывает индивидуальные особенности сотрудников. Кто-то может медленнее воспринимать информацию, кто-то — быстрее. Одни учащиеся только начинают свой путь в выбранной сфере, другие же — профессиональные специалисты. Кроме того, такая форма образовательного процесса характеризуется низкой активностью самих обучающихся. Они просто слушают, не проявляя никакой самостоятельности.
В отличие от традиционного способа обучения, дистанционный носит более индивидуальный характер. Персонал сам выбирает время и темп обучения, может в любую секунду вернуться к пройденному материалу, чтобы повторить его, и самостоятельно разбирается в теме, что способствует её более глубокой проработке и лучшему запоминанию. Ещё одна разница между этими двумя форматами обучения заключается в том, что дистанционный вариант подразумевает применение современных средств усвоения информации (ярких иллюстраций, презентаций, звука, видеоряда и пр.). С их помощью информация воспринимается лучше (особенно при развитии у молодых людей так называемого клипового мышления).
Преимущества и недостатки СДО
Внедрение СДО позволит компании:
уменьшить расходы на подготовку команды. Нет необходимости арендовать зал для тренингов и оплачивать бизнес-тренеру проезд и проживание в другом городе, если филиалы организации находятся в разных уголках страны или даже планеты. Нужно просто разово потратиться на разработку курса;
обеспечить персоналу удобное, а значит, и эффективное обучение. Поскольку у сотрудников есть свобода выбора места и времени прохождения курса, учебный процесс проходит в комфортных условиях, что повышает уровень запоминания материала. Кроме того, работник может в любой момент вернуться к пройденной теме, чтобы напомнить себе информацию, необходимую для решения практической задачи;
сократить время на повышение квалификации специалистов. Пройти курс на компьютере гораздо быстрее, чем собираться, ехать на занятия и только несколько раз в неделю посещать семинары и лекции;
автоматизировать обучение. Мало того, что преподавателю нет необходимости каждый раз заново объяснять материал, так ещё программа автоматически напоминает учащимся об уроках и проверяет домашние задания/тесты;
упростить администрирование дистанционного обучения. Достаточно сделать всего пару кликов мышью, чтобы сформировать учебные группы, открыть доступ к курсу или проверить результаты отдельных сотрудников;
проанализировать эффективность тех или иных работников и сравнить их достижения между собой.
Но существуют и недостатки системы дистанционного обучения. В первую очередь они связаны с отсутствием личного контроля. Самодисциплина характерна немногим. Сотруднику может быть тяжело собраться с духом и взяться за обучение.
Для поднятия мотивации необходимо разъяснить персоналу всю выгоду от прохождения курса и периодически мониторить достижения. Также могут возникнуть сложности с технической реализацией проекта. Не у всех есть мощные компьютеры, которые потянут объёмную программу, а старшее поколение плохо ориентируется в гаджетах. Поэтому СДО следует делать простой и с вводным видео, где будут рассказаны основы использования платформы.
Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.