Зачем оценивать персонал?

Время чтения: 5 минут
Зачем оценивать персонал?
Поделиться:

Содержание статьи

Штат сотрудников является движущей силой компаний, работающих в конкурентоспособной среде. На этом фоне оценка их деятельности оказывает влияние на качество работы организации. Применяя эффективные методы и инструменты оценки персонала, можно оптимизировать расходы на HR, создать надежный кадровый резерв, улучшить качество подбора сотрудников. Благодаря использованию оценочных методик удается выявить HiPo-специалистов, обладающих рабочим потенциалом, определить лидеров изменений.

Проведение оценочных мероприятий способствует изучению демотивации работников, выявлению её причин. Возможно предопределить ротации в коллективе, выстроить на основе результатов оценки сотрудников систему их материального мотивирования.

Факторы оценки

Во время тестирования сотрудников изучаются их качества, которые влияют на механизмы управления кадрами в компании, оценивают следующие показатели:

  • эффективность выполнения должностных обязанностей;

  • потенциал работника для достижения поставленных задач;

  • мотивацию, влияющую на заинтересованность выполнением рабочих поручений;

  • качества личности — работоспособность, усердие, стремление к достижению целей, тщеславие, умение трудиться в коллективе;

  • командные роли или модели взаимодействия с людьми в команде;

  • отсутствие конфликтности, способность решать проблемы путем переговоров;

  • профессиональные знания и компетенции.

Система оценки персонала нужна не только работодателям, она полезна и для штата. Ее результаты показывают текущий уровень компетенций сотрудников и возможности для восхождения по карьерной лестнице. Помогают избежать эмоционального выгорания и улучшить отношения с руководством.

 

Методы оценки

Специалисты HR-отделов применяют количественные, качественные и комбинированные методики. Первые определяют результативность труда персонала, вторые — личностные качества, третьи — сочетают методики. Рассмотрим наиболее популярные способы тестирования сотрудников.

Психометрическое тестирование

Способствует оценке управленческого потенциала, мотивации работников к труду, подходит для подбора персонала. Это последовательность стандартизированных вопросов, ответы на которые распределяются по шкале тестовых баллов. Шкала разработана на базе фактического распределения частот ответов на задания.

Тест-Ассессмент

Своеобразная полоса препятствий, набор заданий, ролевых игр, интервью и иных методов оценки. Направлен на исследование личностных компетенций кандидатов на должности. Способствует выявлению главных моделей поведения человека, ценностей и взглядов. Тесты этого вида могут быть групповыми и индивидуальными, разными по количеству участников — от 5 до 30 человек.

Ассессмент-центр

Методика предполагает выполнение упражнений, которые имитируют рабочие ситуации. За их выполнением наблюдает группа экспертов, отмечающих сильные или слабые стороны кандидата на вакансию. Результаты этого довольно дорогостоящего исследования распределяются по компетенциям. Ассесмент-центр применяется при повышении квалификации кадров, формировании резерва, для аудита командного состава управленцев.

Интервью по компетенциям

Подходит для понимания реального опыта претендента. Интервью этого типа применяется во время ротации персонала, его обучения. Представитель HR-отдела опрашивает претендента, выясняя, есть ли у него навыки для работы на данном месте. Интервью позволяет понять, на основании чего человек принимает управленческие решения.

Кейсы

Способ подходит для определения поведения работника в конкретных условиях. В процессе тестирования испытуемому предлагается решить кейс, представляющий собой нестандартную ситуацию. Правильность прогноза зависит от понимания, какими качествами должен обладать претендент, желающий занять определенную должность. Если в организации есть модель компетенций, то составить кейс по ней проще.

360 градусов

Эксперты кадровых агентств считают этот способ наиболее эффективным. Характеристику работнику дают руководитель компании, подчиненные, коллеги и сам испытуемый. Этот способ позволяет комплексно оценить возможности работника. Оценка 360 может проводиться анонимно или открыто по опросным листам. Если в процесс включаются клиенты и подрядчики, то способ называют «540 градусов». В процессе оценки 360 рассчитывают баллы по выбранным критериям, результаты затем ранжируются.

Диаграмма из отчёта по оценке 360 в системе StartExam

Парные сравнения

Эффективный экспресс-тест, проводится на основе критерия, который выбирает представитель отдела кадров. К примеру, взят критерий «клиентоориентированность», HR-сотрудник составляет список тестируемых и делит их по парам. В каждой паре участники получают 0 и 1 балл. Те, кто получил 1 балл, сравниваются с остальными победителями тестирования. В итоге выбирается работник, который лучше всего соответствует выбранному критерию.

Аттестация

Это экзамен, проводится для исследования соответствия сотрудника требованиям работодателя. Результаты аттестации передаются в специальную комиссию. Её представители решают уволить человека, перевести на другое место, оставить на текущей должности. Аттестация обычно применяется при конфликтной ситуации, от неё законодательно освобожден персонал, трудящийся меньше года, и беременные женщины.

 

Диалоги

Карьерные диалоги проводятся в обстановке неформального общения. В беседе руководителя и подчинённого можно выяснить настроение последнего. Доверительная беседа помогает лучше узнать коллектив, в кафе или на корпоративной встрече люди лучше раскрываются. Тактика эффективна, если в коллективе сложились отношения доверия.

Анкетирование

Методика используется при найме на работу, а также при необходимости выяснить мнения коллектива по ключевым вопросам. В первом случае в анкету включают вопросы о зарплате, рабочем графике. Во втором случае спрашивают, устраивают ли человека условия труда, его оплата, отношение руководства. Опрос проводят обычно анонимно.

Аналитика HR

Осуществляется, когда в отделе кадров накапливается база данных о штате, которую можно анализировать. На основе полученных данных принимают решения о перемещениях кадров, улучшают процесс набора персонала. Анализ направлен на выявление мотивации, компетенций, необходимости дополнительного обучения.

Заключение

Чтобы подобрать лучшие кадры для компании, HR-сотрудник должен хорошо знать специфику её деятельности и быть психологом. В работе ему помогают современные методы оценки персонала, перечисленные в обзоре. Аналитики кадрового рынка выделяют среди них тестирование сотрудников и оценку 360. Методики позволяют провести разностороннее исследование персонала, учесть мнения клиентов и партнеров, способствуют установлению открытой связи между работодателями и персоналом.

Подпишитесь на рассылку от «звёзд» оценки!

Всего 2 письма в месяц, внутри — только полезные материалы, кейсы и исследования.

Я прочитал политику обработки персональных данных и даю согласие на обработку своих данных.
Был ли вам полезен материал?
Поделиться:
Продукты для оценки и развития

Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam

Оценка 360º
Оценка 360º

Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.

Система тестирования
Система тестирования

Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой

Рекомендуемое
Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд

Разбираемся, что такое тихое увольнение (quiet quitting). Почему развивается это явление и как избежать тихого ухода сотрудников. Рассмотрим ключевые инструменты и методы мотивации и удержания персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Тихое увольнение или quiet quitting — что это за новый тренд StartExam
18 минут
Оценка цифровых компетенций персонала

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Оценка цифровых компетенций персонала StartExam
13 минут
Ключевые этапы процесса онбординга

Узнайте, как правильно провести оценку цифровых компетенций сотрудников и какие инструменты помогут наладить процесс. Разберемся как провести тестирование цифровых навыков персонала при помощи современных подходов от StartExam.

Ключевые этапы процесса онбординга StartExam
15 минут
HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен

Разбираемся, что такое HR маркетинг. Какие цели и задачи он преследует. Рассмотрим ключевые инструменты и методы, примеры и руководство по внедрению при помощи современных подходов от StartExam.

HR-маркетинг — что это такое и зачем он нужен StartExam
16 минут
Управление конфликтами в команде

Разбираемся, как управлять конфликтами в команде. Возможно ли избежать конфликтов, причины и виды конфликтов в организации и методы их разрешения при помощи современных подходов и инструментов от StartExam.

Управление конфликтами в команде StartExam
18 минут
Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации?

Узнайте, как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации и сделать это эффективно. Современные методы и инструменты StartExam.

Как организовать мониторинг и анализ вовлеченности персонала в организации? StartExam
19 минут
Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности

Узнайте, как оценка 360 градусов может помочь в разработке стратегии клиентоцентричности, улучшении взаимодействия с клиентами и мотивации сотрудников. Примеры эффективного использования обратной связи для усиления корпоративной культуры.

Как использовать результаты оценки 360 для построения стратегии развития клиентоцентричности StartExam
15 минут
Грейдирование и оценка персонала в IT

Грейдирование персонала в IT: как правильно классифицировать должности, оценивать сотрудников и построить мотивирующую систему управления карьерой. Примеры, технологии и рекомендации от экспертов в области HR

Грейдирование и оценка персонала в IT StartExam
18 минут
IT HR решения для управления персоналом

Обзор современных IT HR решений (HRM - систем) для цифровизации управления персоналом организации и процессами от экспертов StartExam. 

IT HR решения для управления персоналом Эксперты StartExam
20 минут
Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий?

Рассказываем, какую роль в выстраивании коммуникации государства с клиентом играет HRTech и HR-инструменты

Клиентоцентричность в госслужбе: тренд или необходимость текущих реалий? Эксперты StartExam
10 минут
Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании?

Узнайте, как повысить эффективность работы компании, прибыль и финансовые показатели за счет обучения сорудников и развития персонала на платформе StartExam.

Как оценка и развитие персонала влияет на эффективность/прибыль компании? StartExam
15 минут
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом

Разбираем преимущества продуктового подхода в HR и как он может улучшить ваш бизнес. Практические советы по внедрению и измерению успеха.

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать управление персоналом StartExam
10 минут
Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран

Лучшие мировые практики мотивации и развития персонала: от японских корпоративных ценностей до американских систем оплаты труда.

Системы мотивации труда за рубежом: опыт Японии, США и других стран StartExam
8 минут
Что такое HR-аналитика?

Что такое HR-аналитика? Про сущность, основные задачи, показатели читайте в статье от экспертов Startexam.

Что такое HR-аналитика? Эксперты StartExam
10 минут
Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam

Как автоматизировать HR-процессы? Инструменты, платформы и актуальные подходы, читайте в статье от экспертов Startexam.

Автоматизация HR процессов: с чего начать? - StartExam Эксперты StartExam
12 минут
Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г

Как организовать корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Корпоративное обучение и развитие компетенций сотрудников в компании: актуальные подходы и технологии в 2024 г StartExam
8 мин
Принципы эффективного развития сотрудников в компании

Какие принципы лежат в основе эффективного развития сотрудников? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Принципы эффективного развития сотрудников в компании StartExam
8 мин
Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях

Как организовать оценку и развитие персонала в ИТ компании? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Оценка и развитие персонала в ИТ компаниях StartExam
8 минут
Обучение персонала: когда и как его организовать

Когда и как организовать обучение персонала? Читайте в статье от экспертов Startexam.

Обучение персонала: когда и как его организовать StartExam
8 мин
Развитие компетенций работников: методы и цели

Методы и цели развития компетенций работников. Читайте в статье от экспертов Startexam.

Развитие компетенций работников: методы и цели StartExam
6 минут
Спасибо, ваша заявка принята!
В ближайшее время с вами свяжемся. А пока подпишитесь на наш Telegram-канал — делимся кейсами и экспертными статьями по оценке персонала.
Перейти в Telegram