Автоматизируйте проверку знаний и настройте любую логику тестирования
Используйте готовые тесты от наших экспертов для быстрого запуска
Автоматизируйте оценку по компетенциям и определите зоны роста сотрудников
Начните системную работу с талантами: измеряйте результативность и оценивайте потенциал
Повышайте кадровую защищённость: роли, профили и комплексная оценка
Управляйте развитием сотрудников и автоматизируйте работу с ИПР
Запустите обучение сотрудников и сделайте его частью HR-системы
Повышайте вовлеченность сотрудников и улучшайте HR-бренд
Ускорьте оценку кандидатов при массовом найме
Экономьте до 70% времени на отборе кандидатов
Определите зоны развития для сотрудников
Отбирайте настоящие таланты — честно и непредвзято
Оценивайте прогресс обучения и качество образовательных программ
Оцените качество взаимодействия внутри команды
Внедрите культуру развивающей обратной связи в компании
Реальные истории внедрения StartExam в бизнесе и образовательных проектах
Материалы о лучших практиках, ключевых инструментах и новых трендах
Бесплатные чек-листы, инструкции и шаблоны для работы с командой
Новости StartExam и HR-рынка, анонсы событий и обновлений платформы
«НЕ ВОРК» — подкаст о том, как работать с людьми по-человечески
Штат сотрудников является движущей силой компаний, работающих в конкурентоспособной среде. На этом фоне оценка их деятельности оказывает влияние на качество работы организации. Применяя эффективные методы и инструменты оценки персонала, можно оптимизировать расходы на HR, создать надежный кадровый резерв, улучшить качество подбора сотрудников. Благодаря использованию оценочных методик удается выявить HiPo-специалистов, обладающих рабочим потенциалом, определить лидеров изменений.
Проведение оценочных мероприятий способствует изучению демотивации работников, выявлению её причин. Возможно предопределить ротации в коллективе, выстроить на основе результатов оценки сотрудников систему их материального мотивирования.
Во время тестирования сотрудников изучаются их качества, которые влияют на механизмы управления кадрами в компании, оценивают следующие показатели:
эффективность выполнения должностных обязанностей; потенциал работника для достижения поставленных задач; мотивацию, влияющую на заинтересованность выполнением рабочих поручений; качества личности — работоспособность, усердие, стремление к достижению целей, тщеславие, умение трудиться в коллективе; командные роли или модели взаимодействия с людьми в команде; отсутствие конфликтности, способность решать проблемы путем переговоров; профессиональные знания и компетенции.
эффективность выполнения должностных обязанностей;
потенциал работника для достижения поставленных задач;
мотивацию, влияющую на заинтересованность выполнением рабочих поручений;
качества личности — работоспособность, усердие, стремление к достижению целей, тщеславие, умение трудиться в коллективе;
командные роли или модели взаимодействия с людьми в команде;
отсутствие конфликтности, способность решать проблемы путем переговоров;
профессиональные знания и компетенции.
Система оценки персонала нужна не только работодателям, она полезна и для штата. Ее результаты показывают текущий уровень компетенций сотрудников и возможности для восхождения по карьерной лестнице. Помогают избежать эмоционального выгорания и улучшить отношения с руководством.
Специалисты HR-отделов применяют количественные, качественные и комбинированные методики. Первые определяют результативность труда персонала, вторые — личностные качества, третьи — сочетают методики. Рассмотрим наиболее популярные способы тестирования сотрудников.
Способствует оценке управленческого потенциала, мотивации работников к труду, подходит для подбора персонала. Это последовательность стандартизированных вопросов, ответы на которые распределяются по шкале тестовых баллов. Шкала разработана на базе фактического распределения частот ответов на задания.
Своеобразная полоса препятствий, набор заданий, ролевых игр, интервью и иных методов оценки. Направлен на исследование личностных компетенций кандидатов на должности. Способствует выявлению главных моделей поведения человека, ценностей и взглядов. Тесты этого вида могут быть групповыми и индивидуальными, разными по количеству участников — от 5 до 30 человек.
Методика предполагает выполнение упражнений, которые имитируют рабочие ситуации. За их выполнением наблюдает группа экспертов, отмечающих сильные или слабые стороны кандидата на вакансию. Результаты этого довольно дорогостоящего исследования распределяются по компетенциям. Ассесмент-центр применяется при повышении квалификации кадров, формировании резерва, для аудита командного состава управленцев.
Подходит для понимания реального опыта претендента. Интервью этого типа применяется во время ротации персонала, его обучения. Представитель HR-отдела опрашивает претендента, выясняя, есть ли у него навыки для работы на данном месте. Интервью позволяет понять, на основании чего человек принимает управленческие решения.
Способ подходит для определения поведения работника в конкретных условиях. В процессе тестирования испытуемому предлагается решить кейс, представляющий собой нестандартную ситуацию. Правильность прогноза зависит от понимания, какими качествами должен обладать претендент, желающий занять определенную должность. Если в организации есть модель компетенций, то составить кейс по ней проще.
Эксперты кадровых агентств считают этот способ наиболее эффективным. Характеристику работнику дают руководитель компании, подчиненные, коллеги и сам испытуемый. Этот способ позволяет комплексно оценить возможности работника. Оценка 360 может проводиться анонимно или открыто по опросным листам. Если в процесс включаются клиенты и подрядчики, то способ называют «540 градусов». В процессе оценки 360 рассчитывают баллы по выбранным критериям, результаты затем ранжируются.
Эффективный экспресс-тест, проводится на основе критерия, который выбирает представитель отдела кадров. К примеру, взят критерий «клиентоориентированность», HR-сотрудник составляет список тестируемых и делит их по парам. В каждой паре участники получают 0 и 1 балл. Те, кто получил 1 балл, сравниваются с остальными победителями тестирования. В итоге выбирается работник, который лучше всего соответствует выбранному критерию.
Это экзамен, проводится для исследования соответствия сотрудника требованиям работодателя. Результаты аттестации передаются в специальную комиссию. Её представители решают уволить человека, перевести на другое место, оставить на текущей должности. Аттестация обычно применяется при конфликтной ситуации, от неё законодательно освобожден персонал, трудящийся меньше года, и беременные женщины.
Подкаст о том, как работать с людьми по-человечески
Карьерные диалоги проводятся в обстановке неформального общения. В беседе руководителя и подчинённого можно выяснить настроение последнего. Доверительная беседа помогает лучше узнать коллектив, в кафе или на корпоративной встрече люди лучше раскрываются. Тактика эффективна, если в коллективе сложились отношения доверия.
Методика используется при найме на работу, а также при необходимости выяснить мнения коллектива по ключевым вопросам. В первом случае в анкету включают вопросы о зарплате, рабочем графике. Во втором случае спрашивают, устраивают ли человека условия труда, его оплата, отношение руководства. Опрос проводят обычно анонимно.
Осуществляется, когда в отделе кадров накапливается база данных о штате, которую можно анализировать. На основе полученных данных принимают решения о перемещениях кадров, улучшают процесс набора персонала. Анализ направлен на выявление мотивации, компетенций, необходимости дополнительного обучения.
Чтобы подобрать лучшие кадры для компании, HR-сотрудник должен хорошо знать специфику её деятельности и быть психологом. В работе ему помогают современные методы оценки персонала, перечисленные в обзоре. Аналитики кадрового рынка выделяют среди них тестирование сотрудников и оценку 360. Методики позволяют провести разностороннее исследование персонала, учесть мнения клиентов и партнеров, способствуют установлению открытой связи между работодателями и персоналом.
Никакого спама — только полезные материалы по оценке и развитию персонала
Повышайте эффективность сотрудников вместе со StartExam
Выявляйте сильные стороны и точки роста сотрудников по методу 360 градусов.
Гибкая платформа для тестирования и оценки знаний с продвинутой аналитикой
Сделайте непрерывное развитие сотрудников конкурентным преимуществом своей компании
Примеры отчетов и разбор ключевых блоков
Что такое HR-аналитика и Talent Analytics, зачем бизнесу данные о сотрудниках и как использовать аналитику для принятия управленческих решений.
Как удерживать сотрудников и развивать их компетенции через геймификацию и персонализированное обучение. Пошаговое руководство и кейсы.
Какие изменения в премиях вносит ТК РФ с 1 сентября 2025 года. Как HR избежать рисков: обновление положения о премировании, трудовых договоров и локальных актов.
Практический чек-лист для HR по перезапуску гибридной команды после отпусков: подготовка, коммуникации, безопасность, метрики успеха и типичные ошибки.
Как использовать результаты тестов для построения эффективного микролёрнинг-курса. Читайте короткий гайд от StartExam.
Как внедрить Performance Review в компании: пошаговое руководство, ключевые этапы и ошибки, которых стоит избегать.
Узнайте, как эффективно выстроить стратегию карьерного роста сотрудников. Лучшие практики, типичные ошибки, современные инструменты и автоматизация процессов с помощью решений StartExam. Повышайте мотивацию, снижайте текучесть и развивайте бизнес вместе с сильной командой!
Актуальный обзор методов аттестации персонала: тестирование, ассессмент-центр, 360 градусов, интервью, OKR, KPI. Примеры внедрения и рекомендации HR.
Узнайте, как правильно составить профиль должности: основные ошибки HR, подробный чек-лист, примеры реальных карточек и советы по учету корпоративных ценностей, компетенций и KPI. Актуальные рекомендации для HR и бизнеса.
Узнайте, как создать и развивать кросс-функциональные команды: примеры, методы оценки, преимущества и барьеры, лучшие практики для бизнеса.
Как провести эффективное exit-интервью: сценарии беседы, типовые ошибки, примеры вопросов и разбор кейсов. Как использовать обратную связь для улучшения корпоративной культуры и снижения текучести кадров. Практические советы для HR и руководителей.
Узнайте, как использовать матрицу Уэлча (20-70-10) для эффективной оценки сотрудников: пошаговая инструкция, реальные примеры внедрения, плюсы и минусы, автоматизация на онлайн-платформах.
Узнайте, как объединить Performance Review, оценку 360 и OKR для эффективного развития сотрудников и достижения бизнес-целей. Практические кейсы, ошибки внедрения и лучшие HR-инструменты.
Плюсы и минусы внутренней и внешней оценки 360. Практические кейсы.
Как HR может быстро определить точки роста в команде с помощью современных инструментов.
Объясняем, какие источники данных нужны HR-отделу, чтобы оценивать обучение, прогнозировать ROI и повышать удержание сотрудников.
Разбираем, как за 90 дней построить в компании безопасную культуру регулярной обратной связи: процессы, инструменты, примеры.
Готовый сценарий разговора с сотрудником по результатам оценки 360: структура, вопросы, подводные камни.